Дорогая Джамиля, уже больше двух лет нет с нами твоего папы и, наверное, самого близкого мне по духу друга. Пока он жил, была возможность встретиться в каком-нибудь укромном месте и поделиться с ним впечатлениями о жизни, времени и проблемах собственного существования. Мне кажется, что и ему были важны наши встречи.
Человек обречен на потери близких людей; с возрастом это движение к одиночеству убыстряется. Но потребность в собеседнике, способном тебя понять, остается прежней. Видимо, это и подтолкнуло меня написать тебе это письмо.
Мы с тобой мало общались, Джамиля, но твои публикации создают у меня ощущение созвучности нашего неприятия стремительной всеобщей коммерциализации. И дают надежду на понимание моего порыва с твоей стороны, несмотря на разделяющую нас возрастную дистанцию.
Мы часто употребляем слова, смысл которых не всегда можем точно сформулировать, даже ощущая его достаточно хорошо.
Элита. Казалось бы ясное, широко употребляемое понятие. Элитарный клуб, элитарная компания, элитарные учебные заведения, элитарные проститутки, политическая элита, элита разных профессий, элита преступного мира... Можно продолжить этот перечень, но ясно, что элитарность означает избранность, принадлежность к некоему "высшему слою" в той или иной сфере человеческой деятельности.
Твой папа, Джамиля, был ярчайшим представителем азербайджанской кинематографической элиты. Родившийся в Шеки провинциальный мальчик, сразу после окончания школы уехал в Москву, блестяще закончил один из самых элитарных вузов страны, и, вернувшись в Баку, создал "кинематограф Оджагова", придавший внутреннюю целостность азербайджанскому кино семидесятых - восьмидесятых годов. Без фильмов Оджагова кинематограф этого периода распадается на перечень кинолент разного достоинства, разрозненных, как ветки дерева, лишенные ствола.
Можно назвать еще ряд имен ушедших из жизни и ныне живущих кинематографистов, которые достигли элитарного уровня в нашей профессии. Время и профессиональное общественное мнение обозначило имена элитных представителей и других сфер деятельности.
Но не каждый представитель профессиональной элиты может подняться на следующую и последнюю ступень народного признания - до уровня так называемой национальной элиты; для этого он должен обладать ещё высокими гражданскими и нравственными качествами.
Твой папа, Джамиля, был наделен этими качествами. Он никогда не снимал детей высокопоставленных людей, чтобы быть ими обласканным, не хватался за сценарии, которые помогли бы ему получить государственные награды, он не поднимался на трибуну для прославления власти ни в советские времена, ни в более поздний период. Скромный труженик, он, как крестьянин в поле или рабочий на промысле, трудился изо дня в день, правдиво рассказывая о жизни, традициях, проблемах, радостях и печалях своего народа. И именно это честное отношение к своему труду подняло твоего отца - человека непубличного, избегающего любых форм саморекламы, - на самый высокий уровень народного признания и уважения.
Одновременно с этим Расим Оджагов стал одним из самых ярких бакинцев, убедительно подтвердив очевидную истину - Баку как и любая столица не может расти и развиваться без постоянного притока людей из провинции. И многие представители из так называемой "бакинской элиты" - выходцы из самых разных уголков Азербайджана. Но это не означает, что все приехавшие в Баку, получившие высшее образование и занявшие высокие посты, стали полноценными горожанами. Увы, это печальная истина: ни должности, ни образование не делают человека интеллигентом.
Интеллигентность - это мировоззрение, в котором духовные ценности превалируют над материальными, это - способность иметь идеалы (политические, нравственные, культурные) и служить им не только на словах.
Можно перечислить много других качеств, отличающих интеллигента от обывателя (порой вполне образованного), главной целью которого является умножение своих материальных благ. Интеллигентным человеком может быть рабочий, крестьянин, доктор, инженер, писатель, музыкант, депутат парламента, министр. Но не может стать интеллигентом министр, берущий взятки, и депутат, выбившийся в "народные избранники", расплатившись за это по существующему тарифу.
В моем недавнем интервью, вызвавшем в Милли Меджлисе реакцию, свидетельствующую о низком профессиональном уровне нашего парламента, я посетовал на сбои карьерного механизма, формирующего элиту во всех сферах нашей жизни. Продолжая настаивать на этом своем утверждении, должен отметить, что происходят эти сбои по причинам разного свойства. К примеру, главной причиной малочисленности профессиональной элиты в кинематографе является двадцатилетний перерыв в качественной подготовке молодых кинематографистов. Если в семидесятые - восьмидесятые годы мы регулярно направляли во ВГИК и другие авторитетные кинематографические учебные заведения представителей нашей республики, то еще сегодня наш кинематограф лишен стабильного пополнения полноценно образованными специалистами. А элитарных высот в профессии, за редким исключением, невозможно достичь без хорошего образования.
Именно по этой причине президент Азербайджана издал указы, дающие надежду выправить ситуацию, - в этих указах предусмотрено создание международной киношколы в Баку, с привлечением к преподаванию крупных мастеров мирового кино, направление студентов на учебу в ведущие кинематографические страны, техническое перевооружение "Азербайджанфильма", Госфильмофонда и многое другое.
Но прошло больше года после опубликования указов президента с конкретными сроками их реализации, а, к сожалению, принятие организационно-финансовых решений, без которых эти указы существуют только на бумаге, затягивается. В результате, двадцатилетний перерыв в пополнение профессиональной элиты национального кино продлевается еще на год-два, и вероятность того, что в нашем кино через несколько лет появится режиссер, близкий по уровню мастерства Расиму Оджагову, по-прежнему, невелика.
Дорогая Джамиля, двадцать второго ноября твоему папе исполнилось бы семьдесят пять лет. Я обязательно приеду в Баку, чтобы быть рядом с вашей семьей в этот день.
Но сегодня хочу сказать тебе (и прошу опубликовать мое письмо без купюр), что ты достойная дочь Расима Оджагова, сочетающая в своих текстах и журналистский талант, и гражданское мужество, и совестливость - необходимые качества для достижения элитных высот в избранной тобой профессии. И это очень меня радует, потому что уровень нашей сегодняшней журналистики, в целом, оставляет желать лучшего. (Не раз ощущал это на себе.)
В этой связи вынужден вспомнить и о телевидении - достаточно посмотреть несколько передач, чтобы убедиться в том, что жизнь нашего народа отражается в зеркале очень низкого качества, примитивно, по-сельски украшенного рамочкой из искусственных цветов.
Вот бы на что обратить внимание нашим парламентариям, если они хотят, чтобы их воспринимали как политическую элиту страны.
Я имею в виду Милли Меджлис в целом. Что же касается поименного состава, то среди членов Милли Меджлиса есть люди интеллигентные, талантливые, честные, и каждый из них может украсить парламент любой страны.
Кстати, и журналисты у нас есть блестящие, и ученые замечательные, и писатели выдающиеся, и художники знаменитые, и музыканты всемирно известные, и инженеры заслуженные, и перечень этот длинен. И каждый из этих людей, несомненно, вполне интеллигентен. Но, к сожалению, все они, или точнее мы, суммарно не образуем сообщество под названием азербайджанская интеллигенция. Мы не существуем как общественная сила, влияющая на жизнь нашей страны, на ход событий, определяющих качество жизни нашей родины. Наши частные суждения и мнения не складываются в целостное Общественное мнение, без которого невозможно нормальное существование ни одной демократической страны. И все из-за того, что мы очень робки в выражении нашей гражданской позиции.
Я призываю к активности не оппозиционного свойства. Это удел профессиональных политиков, борющихся за власть (кстати, и в их рядах не много людей элитарного уровня).
Недавно прошедшие выборы показали, что подавляющее большинство населения Азербайджана выразило поддержку деятельности президента страны. Работники культуры, и в частности кинематографисты, входят в число тех, кто голосовал за Ильхама Алиева. (Думаю, что в связи с появлением Указов о развитии национального кино процент проголосовавших "за" президента Алиева среди кинематографистов выше общенационального.) И мы не должны мириться с тем, что значительное число людей с низким IQ, но с высокой приспособляемостью, прикидываясь патриотами и демократами, лживо клянясь в верности президенту и идеалам демократии, в то же время готовые в любую минуту предать всех и вся ради личной выгоды, являются бесконтрольными вершителями наших судеб сегодня и, как следствие этого, в будущем. Только жесткий общественный контроль может умерить аппетиты тех, кто, маскируясь с помощью лозунгов и портретов, и, занимая высокие посты, жадно занимается личным обогащением.
Написав эти слова, я поймал себя на том, что опять верх взяла обличительная интонация, а я ведь собирался написать спокойное письмо к дочери друга с надеждой на то, что обрел в ней единомышленника.
Надеюсь, что юбилей папы будет отмечен достойно его памяти. Я не имею ввиду размах и помпезность - твой отец избегал этого всю свою жизнь - но очень хочется, чтобы в эти дни жители Азербайджана имели возможность встретиться с героями фильмов Расима Оджагова на телевизионных экранах и в кинотеатрах (тех, что сохранились), и это напомнило бы им о том, как жили и следует жить настоящим людям.
Рустам Ибрагимбеков
Связаться с автором статьи можно по адресу: [email protected]