...

"Мой любимый серебряный шар - Баку" - воспоминания Виталия Вульфа

Культура Материалы 14 марта 2011 13:52 (UTC +04:00)
"Мой любимый серебряный шар - Баку"- воспоминания Виталия Вульфа
"Мой любимый серебряный шар - Баку" - воспоминания Виталия Вульфа

Азербайджан, Баку, 14 марта /корр. Trend Life Вугар Иманов/

13 марта, в Москве на 81 году жизни скончался знаменитый телеведущий, главный редактор радио "Культура", бакинец Виталий Вульф. Ведущий передачи "Мой серебряный шар" умер в Боткинской больнице, куда был госпитализирован в середине февраля .

Виталий Яковлевич Вульф родился 23 мая 1930 года в Баку. Представляем читателям Trend Life о Виталие Вульфе, его жизни в Баку, воспоминаниях детства и юности...

Отец - Яков Сергеевич Вульф, был одним из самых известных бакинских адвокатов. Мать - Елена Львовна, училась в бакинском университете у Вячеслава Иванова до его отъезда в Италию, была его любимой ученицей и всю жизнь хранила старенькую зачетную книжку с его росчерками. Преподавала русский язык. После смерти мужа жила в Баку одна, и когда сын получил однокомнатную квартиру в Москве, переехала к нему. Умерла в Москве в 1974 году. Ее хорошо знали и любили все друзья Виталия Яковлевича, и ее смерть стала самым страшным горем в его жизни.

В Москву Виталий Вульф, после смерти родителей, перевез из Баку любимый рояль, на котором учился играть в детстве. Он всегда с особой теплотой рассказывал о Родине.

" В Баку у меня прошла очень светлая юность. Баку был замечательным городом, интернациональным. Никто не задавался вопросом, "кто какой национальности". Родился в центре столицы Азербайджана и прожил 17 лет. Сразу после окончания школы уехал в Москву. Отец мой, Яков Сергеевич, был знаменитым адвокатом, его знал весь Баку. Мама, Елена Львовна, преподавала литературу. Я был единственным, предельно избалованным ребенком. Мной занималась бонна, немка-гувернантка Елизавета Августовна. С малолетства обучали английскому, музыке. Кстати, я не могу сказать, что уж очень способен к языкам. А вот играть любил, даже одно время мечтал о консерватории.

Окончил школу №160, это была одна из лучших бакинских школ. У нас был потрясающий директор, редкий человек Нина Константиновна Березина. Я ей в своей книжке "Серебряный шар" посвятил несколько страниц. В тех условиях город был многонациональным, но национальность азербайджанская ощущалась. Она была русская женщина, безупречно честная. Школа для нее была жизнь. И лучшие преподаватели были у нас, многому нас научили. У меня скажем, преподаватель истории была Амалия Маневич. Я тогда не знал, что это родная сестра знаменитого героя разведчика Маневича. Я очень любил свою школу и когда закончил, маленьким, абсолютно не приспособленным ни к чему мальчиком родители меня направили в Москву".

Виталий Яковлевич вырос в еврейской семье, а рядом с его бакинской квартирой находилась синагога.

"У нас в семье никто ничего никогда не соблюдал и никаких национальных тем никогда не было. Мама не знала ни одного слова на идиш, папа, по-моему, знал всего несколько слов: "балэбус" (так он называл Сталина), что означало "хозяин" и еще что-то. Синагога была как раз наискосок от нашего дома, однако никто никогда в жизни туда не заходил. Папины сестры, мои тетки, которых я очень любил и которые много мною занимались, не так сильно отошли от еврейства. Я помню, как они отмечали Песах. На столе всегда была фаршированная рыба, яйца и еще какие-то вещи. Папина сестра Ида Израилевна меня обожала. Я был у нее единственным племянником, и когда я ел то, что она приготовила, для нее это было действительно счастьем, поскольку я всегда плохо ел и был тогда очень худым. Никакой традиционной кухни у нас дома не придерживались. Не только еврейской, но и азербайджанской. Была в основном европейская кухня".

После окончания средней школы Виталий Яковлевич мечтал поступить в ГИТИС, но отец настоял, чтобы сын сначала получил серьезное образование, а потом уже устремлялся куда хочет. В итоге родители отправили своего единственного ребенка в Москву, где он поступил в МГУ имени Ломоносова на юридический факультет...

" Я закончил школу с серебряной медалью. Папа хотел, чтобы я стал юристом, а я этого не хотел никогда. Меня отправили в Москву, куда я приехал с папой и мамой. Мы остановились у маминых родственников в Новинском переулке, где родители сняли мне комнату. Я помню, как плакал на Казанском вокзале, когда мама уезжала обратно в Баку...

Я благополучно закончил МГУ, а пока учился, ходил каждый вечер в театры. Я совершенно не интересовался юриспруденцией. Закончил я университет прилично. В дипломе у меня была одна четверка. Моя национальность, тем не менее, отразилась на моей первоначальной карьере. После окончания вуза я не мог устроиться на работу. Кроме того, я много раз пытался поступить в аспирантуру, куда меня не хотели принимать на протяжении четырех лет.

И мне приходилось, поскольку это были годы антисемитизма, космополитизма, возвращаться домой в Баку. И в Баку не было работы, и меня с трудом устроили в школу. Я преподавал логику и историю СССР в 9, 10-ом классе. Если учесть, что я тогда был такой субтильный мальчик, отличить ученика от преподавателя было невозможно. Хотя хочу сказать, что мои ученики побаивались меня. Я изображал, что я очень строгий, и они в это верили. Работал я в двух школах и каждую осень ездил сдавать в аспирантуру. Наконец в 1957 году поступил в заочную аспирантуру Всесоюзного института юридических наук (ВИЮН). Надо было работать, а школа давала очень мало денег, отца уже тогда не было в живых.

Мне необходимо было быть дома, потому что мама была одна, а я не мог ее оставить. Я поступил младшим научным сотрудником в институт государства и права Академии наук Азербайджанской ССР. Работал там очень немного, одновременно работая в адвокатуре, где у меня дела пошли хорошо. Природная способность разговаривать помогала в этой профессии. Но с финансами были огромные проблемы. В 1961 году я защитил кандидатскую диссертацию в Москве и уже в Баку не возвращался. Мне посылали строгие телеграммы, что меня уволят, но это на меня не действовало. В 1962 году я поселился в Москве.

В том же году, Виталий Вульф все же вернулся в Баку, и познакомились с театром "Современник", который был на гастролях...

"Я приезжал к маме на каникулы летом, и в это время шли гастроли театра. Я ходил каждый вечер в "Современник" и актер, Анатолий Адоскин, который теперь работает в театре "Моссовета", меня познакомил с директором театра Леонидом Иосифовичем Эрманом. Леня стал моим самым близким другом на всю жизнь. Мы дружим с ним по сегодняшний день, сегодня он тоже директор театра "Современник". Он меня познакомил с Олегом Ефремовым, с Галей Волчек, с Лилей Толмачевой, с Евгением Квашой, Олегом Табаковым, с Ниной Дорошиной... Я все время проводил в театре. Они бывали у нас в большой Бакинской квартире. Когда они уехали, через какое-то время я вернулся в Москву, отношения продолжились. С 1962 года начинается моя дружба с театром "Современник", которая длилась 40 с лишним лет".

В последний раз Виталий Вульф был на Родине в 2006 году, после десятилетнего перерыва, и был удивлен происшедшими переменами.

" Я всегда стремился в Баку, прежде всего, потому что на бакинском еврейском кладбище похоронены мои родители: Отец умер в 1956-м и в его могиле захоронен прах моей матери. Она умерла в Москве, в 74 году, живя со мной. К сожалению, близких родственников в Баку не осталось. Все бакинцы, которых я знал и с которыми дружил, в эмиграции в Америке или в Израиле. В этот раз я встретился только с Тамиллой Ашумовой - дочерью Рахиль Гинзбург, которую очень любил, виделся с Гамар Алмасзаде, Фархадом Бадалбейли, профессором консерватории Рафиком Кулиевым. Я вообще очень удивился, когда все здесь... поменялось. Баку был городом искусства. Здесь был замечательный оперный театр, пели великие певицы Фатма Мухтарова - такой певицы я потом никогда нигде не слышал, Шовкет Мамедова. Были люди очень большой культуры. Я помню Узеира Гаджибекова, который дружил с папой, помню Бюль-Бюля. В Баку был великолепный балет, где были великая Гамар Алмасзаде, Лейла Векилова. Сейчас я хожу по городу и чувствую, что все поменялось. Это другой город, другие лица. Никакой озлобленности я не вижу, просто гораздо меньше интеллигентных лиц, гораздо меньше людей разных национальностей. Баку стал более одноплановым городом. Такого не было, и сейчас это очень заметно".

Справка:
Виталий Яковлевич Вульф родился 23 мая 1930 года в Баку, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор исторических наук, лауреат премии "Тэфи". Указом Президента РФ он награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени.

В 1952 году он окончил юрфак МГУ, а спустя девять лет стал кандидатом юридических наук. С 1967 года он в течение 30 лет работал в Академии наук (сначала СССР, затем России), занимаясь исследованиями молодежного сознания и проблемами театра. В 1989 году он стал доктором исторических наук, защитив диссертацию на тему "Американский театр 70-х годов и общественно-политическая реальность".

Первый цикл передач Вульф начал в 1990 году рассказом об актрисе Марии Бабановой. В сентябре 1994 года на телеканале "Останкино" (позднее - Первом), начала выходить его программа "Серебряный шар". В 2003 году он, осознав, что руководство канала теряет интерес к программе, подал заявление об уходе - и буквально на следующий день Олег Добродеев пригласил его на телеканал "Россия".

Новая передача вышла под слегка измененным названием: "Мой серебряный шар".

Всего на счету Вульфа более 200 передач, среди которых истории о Черчилле, Рузвельте, Де Голле, Ольге Книппер-Чеховой, Ангелине Степановой, Александре Фадееве, Максиме Горьком, Марине Цветаевой, Олеге Ефремове, Татьяне Дорониной, Валентине Гафте, Марии Мироновой, Николае Цискаридзе и других.

Главным редактором радио "Культура" Вульф был назначен в ноябре 2007 года.

В материале использовались статьи с сайтов www.day.az, "АиФ", www.newsinfo.ru, www.sem40.ru, www.jewish.ru

Лента

Лента новостей