Азербайджан, Баку, 21 декабря /корр. Trend Life Вугар Иманов/
"Отцу всех народов" Иосифу Сталину сегодня исполнилось бы 130 лет. Свой славный путь к руководству огромной империей СССР Иосиф Виссарионович Джугашвили начинал в Баку.
Сталин и Аллилуева - чудесное спасение и любовь с первого взгляда
Согласно семейному преданию семье Сталиных , 24-летний Иосиф в 1903 году спас 2-х летнюю Надежду , когда она упала в море с набережной в Баку. Снова они встретились лишь в марте 1917 г. и Надежда Аллилуева стала супругой Сталина (второй женой). Родилась Надежда в Баку, в семье революционера Сергея Аллилуева. Сталин знал семью Аллилуевых еще с конца 1890-х годов, когда они жили в грузинском городе Дидубе. Летом 1901 года семья Аллилуевых переехала жить в Баку.
"После зеленого, цветущего Дидубе, Баку выглядел уныло. Из их окон были видны правильные ряды буровых вышек. Рядом начинались нефтяные промыслы Биби-Эйбата. Внизу двора пенилось море. Ранней весной и осенью норд сотрясал стены дома. Песок забивался в щели закрытых окон и покрывал толстым слоем подоконники и пол. При пожарах на промыслах черная туча заволакивала небо и сажа тяжелыми, жирными хлопьями падала на город. Деревья не выживали в отравленном воздухе.
Семья часто гуляет на пристани, останавливается у высоких, обмотанных толстыми канатами причалов и смотрит, как груженные нефтью пароходы неуклюже поворачиваются и плывут, вспенивая залитые мазутом волны. Там же, у купален, барахтаются и ныряют в море смуглые, горластые мальчишки. Однажды в воскресенье Анна и Надя, одетые в самые нарядные белые платья, пошли к нему. И вдруг, с края шатающейся доски пристани, Надя упала в грязные мазутные волны моря. Павлуша быстро подхватил Надю. Платье, конечно, погибло, но Надя осталась невредимой". Так описывает это событие в своих воспоминаниях в 1946 году Анна Сергеевна, дочь Алилуева.
Когда в 1917 г. Сталин возвращается из сибирской ссылки, то живет постояльцем в их квартире в Петербурге. Там он встретился с юной, очаровательной Наденькой. И, как говорил Булгаков: "любовь выскочила из-за угла, как убийца с ножом, и поразила обоих...".
Их брак был зарегистрирован 24 марта 1919 года. Ей - 18, ему - 40 лет. По сегодняшним меркам - все нормально. Они оба красивы и счастливы. В 1921 году у них родился первый ребенок Василий, в 1926 году - дочь Светлана. Надежда была умна, необыкновенно деликатна со всеми без исключения и вместе с тем очень тверда, упорна и требовательна в том, что ей казалось непреложным. Она работает в Кремле, в секретариате Ленина, свободно владеет немецким языком и учит французский. Согласно ее дневниковым записям, внутренне она была далека от политики и тайно посещала церковь. Отмечая "скромную манеру поведения и прямоту" Надежды, Владимир Ильич считал эти черты "типично швабским". Ему можно доверять, так как его бабушка, Анна Григорьевна Бланк, в девичестве Гросскопф, происходила из состоятельной швабской семьи лютеранского вероисповедания.
Самоубийство Надежды Аллилуевой в ночь на 9 ноября 1932 года тяжело пережила вся семья. Сталин считал это "предательством и ударом в спину".
Сталин против всех! Баку - цитадель большевизма
В ноябре 1904 года 25-летний большевик Сталин направляется в Баку - самый крупный промышленный район Закавказья, для усиления кампании за созыв III съезда партии, продвижения ленинских идей и борьбы против меньшевиков, армянских дашнаков, анархистов, федералистов и т.д. Под руководством Сталина в декабре 1904 года состоялась грандиозная стачка бакинских рабочих, которая продолжалась с 13 по 31 декабря и закончилась заключением первого в истории рабочего движения России (Азербайджан в те годы входил в состав Российской империи). коллективного договора с нефтепромышленниками. Бакинская стачка явилась началом революционного подъема не только в Закавказье, но и стала сигналом для январско-февральских выступлений по всей России.
С июня 1907 года начинается второй период революционной деятельности Сталина. Вернувшись с V (Лондонского) съезда РСДРП, Сталин оставляет Тифлис и по воле партии обосновывается в Баку, где активизирует работу по сплочению бакинской организации вокруг лозунгов Ленина, по завоеванию рабочих масс под знамя большевизма. Сталин организует борьбу по вытеснению меньшевиков из рабочих районов Баку (Балаханы, Биби-Эйбат, Черный город, Белый город) и руководит большевистскими нелегальными и легальными органами ("Бакинский Пролетарий", "Гудок", "Бакинский Рабочий"), а также компанией по выборам рабочих депутатов в III Государственную думу. В результате, Баку превращается в цитадель большевизма. Именно в Баку Сталин стал постоянно писать и публиковаться на русском языке в газетах "Бакинский рабочий" и "Гудок". Часть написанных им работ публиковалась без подписи, анонимно.
Бакинский период имеет крупнейшее значение в жизни и деятельности Сталина. Вот что говорит Сталин об этом периоде:
"Три года революционной работы среди рабочих нефтяной промышленности закалили меня, как практического борца и одного из практических местных руководителей. В общении с такими передовыми рабочими Баку, как Вацек, Саратовец, Фиолетов и др., с одной стороны, и в буре глубочайших конфликтов между рабочими и нефтепромышленниками - с другой стороны, я впервые узнал, что значит руководить большими массами рабочих. Там, в Баку, я получил, таким образом, второе свое боевое революционное крещение".
Парвин Дарабади, доктор исторических наук: " С 1907 по 1909 годы - В Баку в эти годы отмечается усиление террора, развязанного различными террористическими группами анархистского толка, такими как "анархисты-коммунисты", "Красная сотня", "Черные вороны", "Террор" и другими. Лишь в течение двух лет - 1907-1908 гг. в 300-тысячном Баку было совершено свыше одной тысячи убийств или покушений и столько же случаев разбойных нападений, часто сопровождавшихся метанием бомб - "македонок", которые изготовлялись в подпольных мастерских".
Гочи, братья Нобели и Муса Нагиев
В воспоминаниях М.Э.Расул-заде, с которым Сталина связывали дружеские отношения, содержатся сведения об акции против одной из контор нефтепромышленной фирмы братьев Нобель, успешно проведенной группой боевиков во главе со Сталиным и в результате чего партийная касса местной организации РСДРП пополнилась 50 тыс.рублями. Сталину удалось "сагитировать" группу местных гочи, нанятых фирмой для охраны от террористов. Известно и другое нашумевшее дело, связанное с похищением известного местного миллионера Мусы Нагиева, осуществленного под руководством Сталина. Все завершилось освобождением Нагиева за весьма крупное денежное вознаграждение. Все добытые таким путем деньги шли на финансирование большевистской партии.
В эти годы сам М.Э.Расул-заде не раз спасал Сталина от расправ со стороны владельцев нефтепромыслов, а также от жандармов, пряча его в мечети в родном селении Новханы.
Различия в политических взглядах не помешали Сталину впоследствии, уже после советизации Азербайджана в 1920 году вызволить арестованного чекистами лидера партии "Мусават" М.Э.Расул-заде из тюрьмы и увести с собой в Москву, спасая его от неминуемого расстрела.
А все начало с того, как ...
Из книги Эльчина Гасанова "Баку бандитский".
" В 1908 году Мешади Кязым, знаменитый мокрушник - ликвидатор бы выслан из "Крестов" в баиловский каземат в Баку для ликвидации Сталина. Иосиф Джугашвили в то время отбывал свой срок наказания в Баку, и лишь случайность помешала тогда Мешади Кязыму устранить Сталина.
Баиловская тюрьма, внутри тюремного двора много цветов, олеандры. Они приятно пахнут. Камеры темные, бурые, сероватые, крыши тюрьмы черепичные, черные, шиферные, поросли зеленым мхом. В камеру пробивается полоса света, морской бриз. Слышен тихий гогот, смешки узников. Вечерняя прогулка в тюремном дворе, заключенные расхаживают около серых кубиков и бледных травинок.
Среди них находятся Сталин, Мешади Кязым, и Расул - заде, политик, соратник и единомышленник Сталина. Неожиданно Сталин и Мешади Кязым исчезают за амбар в углу двора. Как последний заманил туда Сталина, уже неизвестно. Печальная сцена, Мешади Кязым прижимает к высокой стене Сталина, хочет нанести ему удар ножом. В этот момент появляется тот самый Расул - заде, он как бы с неба свалился. Расул - заде дернул за руку убийцу, тот опешил.
Слишком дерзко хватать за руку бандита, когда тот выполняет заказ.
- Что тебе надо, - обратился удивленный киллер к Расул - заде.
Они отошли чуть в сторону, а в это время полуживой от страха Сталин сползал по стене вниз. Расул - заде стал уговаривать киллера, чтобы тот не убивал Сталина, предлагал ему денег. Гангстер не знал что сказать, не нашел слов. Он слышал о Расул - заде, о его диссидентстве, политической деятельности, но тут другое: Расул - заде помешал выполнить поручение.
- Мой тебе совет! Больше не трогай меня! Не лезь не в свое дело! Иначе я убью тебя! На этот раз этому грузину повезло (кивнул в сторону Сталина), в следующий раз чтоб я тебя не видел! Я говорю один раз, повторять не буду! - Мешади Кязым все это высказал на одном дыхании, затем исчез как тень.
Расул - заде еле перевел дух, в дальнейшем он скажет"
"Я привык общаться с политиками, поэтому я впервые в жизни испугался, отговаривал Мешади Кязыма от преступления. У него горели глаза, и пахло от него трупами".
В итоге жизнь Сталина была спасена".
Баку- арест - побег- Баку...
25 марта 1908 года Сталина арестовывают и после почти восьми месяцев тюремного заключения высылают на два года в Вологодскую губернию, в Сольвычегодск. Уже 24 июня 1909 года Сталин совершает побег из ссылки и возвращается в Баку на нелегальную работу. Агентурное донесение Бакинского охранного отделения гласило: "В Баку приехал "Коба", известный на Кавказе деятель социал-демократической партии. Приехал он из Сибири, откуда, вероятно, бежал, так как он был выслан в 1908 году... Здесь, конечно, он займет центральное положение и сейчас же приступит к работе". В другом донесении охранки от 8 сентября 1909 г., касающейся подпольной типографии Бакинского комитета РСДРП, отмечалось, что "новую квартиру для типографии подыскивает сейчас "Коба"".
Жандармские ищейки неотступно следили за каждым перемещением Сталина. В конце концов, 23 марта 1910 г. последовал его второй арест в Баку. На этот раз он выдавал себя за некоего Захара Меликянца.
26 марта он вновь был заключен в Баиловскую тюрьму, где содержался вплоть до последовавшей 23 сентября 1910 года высылки по этапу в Сольвычегодск. Согласно постановлению Наместника на Кавказе от 27 августа 1910 г. ему воспрещалось проживание на Кавказе в течение пяти лет. В конце февраля 1912 г. Сталин в очередной раз бежит из вологодской ссылки и в марте вновь появляется в Баку. Здесь он принимает активное участие в деятельности местной социал-демократической организации, публикуется в партийной печати. 1 апреля 1912 г. он выезжает из Баку в Петербург.
Сталин и предатель Шаумян
Будучи комиссаром по делам национальностей, Сталин уделял пристальное внимание к событиям в Баку в 1918 году. В своем письме к руководителям бакинских большевиков, отправленном весной 1918 г., накануне кровавых мартовских событий настоятельно требовал: "если мусульмане (азербайджанцы - авт.) требуют автономию, нужно им дать ее, выговорив безусловное признание Советской власти в центре и на местах". Но "пламенный интернационалист" С.Шаумян, игнорируя указание Сталина, пошел "своим путем", войдя в дьявольское соглашение с дашнаками (кстати, злейшими врагами большевиков), что и привело к кровавой резне, учиненной армянами над мирным азербайджанским населением Баку, а также Кубинского, Шемахинского, Лянкяранского и др. уездов Азербайджана.
Положение бакинских большевиков в 1918 году было крайне сложным. Русская армия покинула фронт. Турки начали активное наступление. Не хотели упустить своего ни немцы, ни англичане. Передовые части английского экспедиционного корпуса высаживаются в городе. В переписке с Шаумяном Ленин требовал идти на любые уступки и соглашения, лишь бы сохранить власть.
Когда турецкие войска начали освобождение Баку, Ленин нашел своеобразное решение этой проблемы: обратился к Германии. Судьба населения города его интересовала меньше всего, не имея прямой связи с Баку, он обратился к Шаумяну через Сталина, находившегося тогда в Царицыне: "...самое важное, чтобы Вы были непрерывно в сношениях с Шаумяном, и чтобы Шаумян знал предложение германцев, сделанное послу Иоффе в Берлине, относительно того, что немцы согласились бы приостановить наступление турок на Баку, если бы мы гарантировали немцам часть нефти. Конечно, мы согласимся".
Для "спасения" Баку Троцкий отдал Сталину приказ - немедленно направить на спасение Бакинской коммуны дивизию Петрова. Сталин отправил дивизию в совершенно другом направлении. Самого же Петрова с небольшим отрядом в несколько десятков человек и парой пушек отправил спасать Бакинскую коммуну. Когда руководители Бакинской коммуны, встревоженные прибытием столь незначительных подкреплений, собрались у Степана Шаумяна, он сказал: "Вы ожидали, что Сталин будет вас спасать? Ничего подобного, он хочет вашей гибели. Это агент охранки".
Население Баку переживало неимоверный голод. По заданию Шаумяна были собраны со всех складов мануфактура, гвозди и промтовары. Был создан рабочий отряд во главе с членом Кавказского краевого комитета, старым большевиком Георгием Стуруа. Все собранное отряд повез в Кизляр для обмена на хлеб.
Много лет спустя Стуруа вспоминал об этих днях: " Когда обмен был завершен и хлеб с невероятными трудностями был вывезен и погружен на баржи в Кизляре, явился уполномоченный из Царицына лично от Сталина с приказом направить баржи с хлебом не в Баку, а в Царицын. На быстроходном катере я направился к Сталину лично в Царицын, чтобы добиться отмены этого приказа. Убеждая Сталина отменить приказ, я говорил ему, что Баку голодает, нечем кормить солдат на фронте. И говорил, что в таком случае Баку непременно падет. На это Сталин цинично ответил: "Ну что ж, придет время, мы его обратно возьмем".
Сталин решил для себя, что положение Бакинской коммуны безнадежно. Он не хотел тратить силы на ее поддержку. Но главное, он любой ценой готов был уничтожить личного врага, человека, считавшего его агентом охранки - Степана Шаумяна.
Пала Бакинская коммуна 31 июля 1918 года.
В последний раз наркомнац И.В.Сталин на спецпоезде приезжает уже в Советский Баку осенью 1920 г. Наотрез отказавшись от помпезных встреч, он основное внимание уделяет изучению положения дел в Азербайджанской ССР. В десятых числах ноября он отбывает из Баку в Дагестан, а затем в Москву. Впереди его ожидала напряженная борьба за власть, долгие годы трагедий и триумфа.
Материал подготовлен на основе публикации информаций в СМИ.