Азербайджан, Баку, 25 апреля /корр. Trend Life Эльдар Гусейнзаде/
Одной из первых женщин-композиторов Азербайджана, ученице Узеира Гаджибекова Адиле Гусейнзаде в этом месяце исполнилось бы 95 лет. Музыканта, чьи произведения высоко ценили в середине прошлого века, сейчас мало кто помнит. Тогда как Гусейнзаде была видным деятелем своего времени, ее произведения играли в концертных залах и на радио различные солисты и коллективы, она была первой женщиной-композитором на Востоке. Своими воспоминаниями о Гусейнзаде в интервью Trend Life поделился народный артист Хайам Мирзазаде.
- Хайам-муаллим, какой вы помните Адилю-ханым, с которой были соседями в Ичери шехер.
- Мы были не совсем соседями, но жили рядом и имели далекие родственные связи. Адиля-ханым Гаджиага гызы Гусейнзаде - первая женщина-композитор Азербайджана. Она родилась в интеллигентной, религиозной семье, жившей в Ичери шехер напротив крепостных стен со стороны Баксовета.
Адиля-ханым получила хорошее домашнее и светское воспитание. Она поступила сначала в АЗИ (Азербайджанский институт нефти и химии) на химический факультет и, кстати, там встретила своего будущего мужа, замечательного человека Хидаята Новрузлы.
Но дело в том, что Адиля-ханым с раннего детства пела и играла на различных инструментах. То есть, музыка ее привлекала больше, и она поступила на музыкальный Рабфак, а затем попала в класс Узеир-бека. В дальнейшем Адиля-ханым училась на композиторском факультете у профессора, ленинградца Бориса Зейдмана. Он преподавал многим будущим большим композиторам Азербайджана.
У Адили-ханым был хороший голос, и она была автором многих настоящих романсов, а не песен, что очень важно, вошедших в фонд азербайджанской музыки. Она - автор камерных и симфонических произведений. Перу Адили-ханым принадлежит ряд вокальных сочинений, квартет, соната. Она была светлым человеком, что отражалось в ее творчестве. Это была хорошая поэтическая, лирическая, вдумчивая музыка. Адиля-ханым сыграла большую роль в воспитании молодежи, и долгое время преподавала в школе им. Бюль-Бюля. Среди ее учеников масса известных личностей нашего музыкального мира.
- Какой была семья Адили-ханым?
- Ее семья рано переехала в Иран. Многие азербайджанцы в то время для связи с Ираном имели иранские паспорта. Адиля-ханым же осталась в Баку, а ее отец, мать, сестра и брат уехали в Иран.
- То есть, и она могла бы уехать в Иран?
- Да, вполне. Помню, как ее мама приезжала из Ирана в шестидесятых. А старшая дочка Адили-ханым Кямиля училась со мной и в школе, и в консерватории. Это был просто хороший человек, а сын Адили-ханым Пярвиз был скрипачом и окончил АЗИ. Это была интеллигентная семья Новрузлы-Гусейнзаде.
- Известна картина, где Адиля-ханым изображена вместе с Узеир-беком.
- Она была деятельным композитором и изображена на картине прекрасного художника нашего времени Ваджии Самедовой. Это класс Узеир-бека, где стоят несколько азербайджанских композиторов - Сулейман Алескеров, Фикрет Амиров, Адиля Гусейнзаде и другие.
- В то время женщина-композитор было редким явлением. Ведь только-только менялась формация, и она была одной из первых женщин-музыкантов.
- Не совсем так. Ведь это было не дореволюционное время, когда женщины носили чадру. Деятельность Адили-ханым выпала на время расцвета и возрождения азербайджанской музыки, и она являлась ярким носителем культуры. Адиля-ханым была хорошим человеком, педагогом, вдумчивым композитором. Но ведь женщины не пишут много, и она тоже оставила не так много произведений, но сделала это добротно.
- Интересная у нее судьба. Выпускница АЗИ, которая затем перешла в профессиональную музыку.
- Так она не одна таковой была. Бывший проректор Консерватории, профессор Нигяр-ханым Усубова оканчивала АЗИ, а затем училась в Московской Консерватории, Назим Аливердибеков начинал в АЗИ, а когда появился государственный закон об учебе только в одном институте перешел в Консерваторию. АЗИ всегда был хорошей академией, но были среди его выпускников и музыканты.
- Есть такое понятие, как женская проза. А бывает ли женская музыка?
- Я не сторонник женской музыки, а сторонник музыки вообще. Если говорить об изяществе, то Шопен - мужчина с хорошими корнями, характером, но какую изящную музыку он писал. То же можно сказать и о Равеле. Мне кажется, нет женской или мужской музыки. Бывает музыка хорошая или плохая.
- Адиля-ханым была красивой женщиной...
- В этой семье все были красивыми.
- Так вот, говорят, что у нее был синдром красивой женщины, и поэтому в последние годы она не желала появляться в свете.
- Синдром? Вполне возможно. Но ведь она и внутренне была красива и это другой синдром. Ее внутренний блеск всегда сказывался на творчестве.
- Почему сейчас ее музыку не играют?
- Частное телевидение портит вкус людей. Пришла мода на низкопробную музыку, но со временем люди поймут, что это приводит к краху. Ее уже давно на концертах не играют, но в учебных заведениях, думаю, исполняют. Когда начинают писать диссертацию, если сочинение Адили-ханымподходит к данной теме, то ведется разбор. В этом отношении музыковеды стабильнее работают. Если частное радио и телевидение занимаются порчей вкуса слушателей, то настоящие музыканты и музыковеды поддерживают профессиональную, хорошую музыку.
- То есть, все-таки одну из первых женщин-композиторов Азербайджана сейчас забыли?
- Она забыта давно. Сейчас, наверное, нет записей ее произведений. А если и есть, то они постарели. Пора заново все перезаписывать. Но это другая тема, на которую нужны средства, люди, болеющие за это дело. Ее всегда ставили в один ряд с такими музыкантами Азербайджана сороковых-пятидесятых годов, как Гара Гараев, Джахангир Джахангиров, Фикрет Амиров и другие. Она находилась в этом списке хороших композиторов. Но жизнь требует совсем другого.
- Говоря современным языком, Адиля-ханым никогда не была коммерческим композитором.
- Она не была коммерческим композитором даже того времени, зато она была в череде интеллигентных композиторов, что гораздо лучше.