...

Путевые заметки о Грузии немолодого романтика из Азербайджана (ФОТО)

Путешествия Материалы 7 февраля 2020 18:25 (UTC +04:00)
Из широкобедрых бокалов, а еще лучше – из рога! «Князь я или не князь?»
Путевые заметки о Грузии немолодого романтика из Азербайджана (ФОТО)

БАКУ - ТБИЛИСИ /Trend Life/ - Азербайджанский писатель-фантаст Александр Хакимов специально для Trend Life.

Грузинская зима. Путевые заметки немолодого романтика (часть 1)

- Гамарджоба! – «Здравствуйте», то есть. Это было первым моим словом, произнесенным в тбилисском аэропорту и адресовалось оно строгой, но симпатичной сотруднице паспортного контроля; мне хотелось поприветствовать грузинку на ее языке.

Сразу вслед за этим у меня вырвалось второе слово: - Саперави! (это грузинское красное вино). Восклицание было вызвано тем обстоятельством, что женщина за барьером, проставив в моем паспорте штамп, вернула мне документ вместе с небольшой бутылочкой саперави; такова с недавних пор традиция – прямо с порога встречать гостей Грузии подарком. Отличная традиция, ей-Богу!

Приятно удивлен был не только я, но и вся наша группа, числом семь («Валико, это вместе со мной семь!»): известные азербайджанские журналисты, блогеры, фотографы, прибывшие в Грузию на пресс-тур. Настроение, и без того радостное, подскочило еще на несколько делений…

…а вскоре взобралось на новую высоту, когда мы познакомились с нашим гидом, очаровательнейшей Марикой Богверадзе. Вообще, Марика обладала удивительным свойством: хоть я и встретился с ней впервые, через пару дней стало казаться, что я знал ее всю жизнь.

…А вот с Тбилиси – совсем наоборот. Хоть я и бывал в этом городе несколько раз, всегда кажется, будто я в нем впервые, и мне никогда не надоедает бродить по грузинской столице, особенно по непередаваемо уютным и живописным улочкам Авлабари и Майдана, в которых сохранился дух старого Тбилиси (Тифлиса, как называли его раньше)… Впрочем, как ни броди по Авлабари, а машины, «тарелки» спутниковых антенн и кое-какие другие атрибуты современности выдают наш век с головой… А то еще взберешься на подъем, оглянешься – и видишь вдали, поверх крыш старинных домов и конусовидных макушек церквей ульстрасовременное здание, напоминающее приземлившийся инопланетный звездолет…

Вообще-то правильнее не «Тифлис» и даже не привычное «Тбилиси», а – «Тбилисо», «теплая вода». Об этом вспоминаешь, стоя на смотровой площадке у святого храма Метехи, с которой прекрасно видна немалая часть города. Еще тут, по-над речкой Мтквари, стоит бронзовая конная статуя царя Вахтанга Первого Горгосали, основавшего Тбилисо. Эта легенда, вероятно, многим известна: как-то раз, будучи в этих диких местах на охоте (а было это в 458 году), Вахтанг Горгосали увидел необычайное зрелище: фазан, сбитый ловчим соколом, упал в источник и… сварился, поскольку это был горячий серный источник. Как выяснилось, таких источников в этом месте полно. В краю теплых серных вод и появился город, который вначале весь умещался на Метехской площади, а после стал столицей Грузии (сюда перенес столицу из Мцхеты царь Дачи, унаследовавший трон после Вахтанга). А храм Метехи постигала участь многих христианских храмов: он был неоднократно разрушен врагами, но всякий раз воссоздавался буквально с нуля…

Наша группа во главе с гидом Марикой долго бродила по Тбилиси, «щелкая» во все стороны фотоаппаратами. Мы не могли, конечно, усидеть на месте. Обосновались мы в ROOM HOTEL, почти в центре города. Отель позабавил меня старомодными ключами от номеров – с веревочными «бородами». Но в целом очень приличный отель с вежливым и радушным персоналом, с хорошей кормежкой, с запоминающимся холлом (две стены – сплошь в книгах, любую можно взять и почитать, но потом, конечно же, вернуть на место; правда, все книги – на английском). В номерах все как полагается, придраться не к чему. Повторяю, усидеть мы не могли (да и кто бы смог?) и отправились гулять по городу. Мы прошлись по сказочно красивой улочке Шардени, некогда бывшей торговыми рядами, а ныне являющейся одним из основных туристических маршрутов (название свое улочка получила в честь французского путешественника Жана Шардена, посетившего Тбилиси в 17 веке и оставившего подробное описание города и несколько его зарисовок … Мы побывали у Театра Марионеток – детища великого сценариста, художника и скульптора Резо Габриадзе. Живи он тысячу лет! Неслышно ступая, мы вошли в храм Сиони во время церковной службы, девушки стояли, покрыв головы, а мужчины, напротив, сняв шапки… Осматривая внутреннее убранство храма, я услышал где-то позади себя многоголосое, но негромкое пение, и мне показалось, что я слышу голоса ангелов… Обернулся – а это, оказывается, пели четыре тетки пенсионного возраста, но, Боже мой, как чисто, проникновенно и слаженно звучали их голоса!!! Мы посетили – а как же иначе? – Музей Азербайджанской культуры имени Мирзы Фатали Ахундова; наш великий соотечественник, писатель-просветитель, поэт, философ, общественный деятель, основоположник азербайджанской драматургии, шесть лет своей жизни провел в Тбилиси (по-старому – в Тифлисе), на государственной службе, и провел эти годы весьма плодотворно для культуры… Побывали мы и в знаменитых тбилисских серных банях. Впервые в жизни я узнал о них из комедии грузинского драматурга 19 века Авксентия Цигарели «Ханума», вернее, из одноименного телевизионного спектакля в постановке Георгия Товстоногова. Это ведь именно в серных банях гуляка князь Вано Пантиашвили, опутанный многочисленными долгами, решил свести счеты с жизнью и созвал друзей, дорогих князей, на прощальную пирушку… но добрые и веселые друзья сумели спасти не только жизнь князя Пантиашвили, но, что важнее, и его честь…

На площадке перед банями стоит небольшой металлический шар, на котором восседает сокол, закогтивший фазана – те самые птицы, которые обратили когда-то внимание Вахтанга Горгосали на чудодейственный источник, помните? Правда, по другой версии в серном источнике исцелился от ран олень, подстреленный царем Вахтангом… Так или иначе, а частенько в выборе места для будущей столицы играли роль звери, птицы, растения… Так, например, древние ацтеки когда-то основали город Теночтитлан, столицу будущей империи (ныне – Мехико), на том месте, где орел, сидя на кактусе, терзал змею…

Неподалеку от серных бань небольшое скалистое ущелье, с водопадом. Через речушку, протекающую по дну ущелья, перекинуто множество красивых мостиков. Их узорчатые перила густо увешаны замками – обычай, соблюдаемый влюбленными, ведь замок, запертый на ключ, символизирует неразрывность влюбленных сердец… Ну и дай им Бог. Отчего ж не пожелать счастья в любви хорошим людям?

А люди в Тбилиси и впрямь хорошие. Отчасти могу судить об этом по их отношению к собакам.

Да, собаки. Город полон ими, они носят в ухе «серьгу», то есть очипсованы… это вам не какие-нибудь полуживые кабысдохи – нет, тбилисские собаки здоровенные, выглядят далеко не голодающими, и передвигаются по улицам, если можно так сказать, с чувством собственного достоинства… Мы часто видели, как тбилисцы не только ласкают бездомных псов, но и подкармливают их.

…В этот день, как и в последующие дни, мы во время застолий пробовали замечательные грузинские вина! Говорят, древние греки, всегда разбавлявшие вино водой, с негодованием называли «варварами» все народы, пившие неразбавленное вино. Я, в свою очередь, готов назвать «вандализмом» обычай древних греков – как можно представить себе, например, киндзмараули или цинандали, разведенные водой?! Не-ет, господа хорошие, грузинские вина, приготовленные умелыми виноделами из чудесных ягод, вобравших в себя самое лучшее из всех четырех стихий, земли, воды, воздуха, солнца, вина, воплотившие в себе многовековое искусство мастеров по выращиванию лоз, - надо пить такими, какие они есть. Из широкобедрых бокалов, а еще лучше – из рога! «Князь я или не князь?»

Таким был первый день пребывания в Грузии… И, хотя на дворе стоял январь, и было отнюдь не тепло, и всех нас трепал ветер – Тбилиси прекрасен при любой погоде, в любое время года! Его стоит увидеть, в особенности тем, кто здесь еще ни разу не бывал. «Увидеть Тбилиси… и умереть?» Черта с два! Увидеть Тбилиси... и выпить, и закусить!!!

(продолжение следует)

Тэги:
Лента

Лента новостей