Азербайджан, Баку, 2 марта / Trend /
Азер Ахмедбейли, эксперт аналитического центра Trend
Давление на Иран продолжается, и просвета в противостоянии не видно. США уговаривают крупных импортеров иранской нефти максимально снизить объемы закупок и приобретать ее у других производителей, и продолжает вводить новые санкции по ограничению международной торговли с этой страной (страхование морских перевозок иранской нефти, визовые, финансовые, на онлайн-бизнес и другие).
Иран, в свою очередь, предпринимает контрмеры, выдвигая свои условия для продолжения поставок нефти в Европу, фиксируя официальный курс доллара, принимая оплату в рупиях, иенах и юанях за проданную нефть, и объявляет о достигнутых в прошедшем году позитивных результатах в экономике, несмотря на прессинг. Как сообщают иранские СМИ со ссылками на официальные иранские источники, Иран увеличил экспорт нефтехимической продукции, расширив географию рынков в Азии и Латинской Америке, и продав с начала года 16 млн. тонн на сумму 12 млрд. долларов (рост 28% в сравнении с прошлым годом). Экспорт Ираном ненефтяной продукции возрос, достигнув за десять месяцев 39 миллиардов долларов. Добыча нефти в феврале не уменьшилась по сравнению с январем, составив 3,5 млн. баррелей в день. Экспорт основных нефтепродуктов за прошедшие 11 месяцев значительно возрос: бензина на 47%, керосина на 100%, газойля на 363%. Производство стали за 11 месяцев составило 12,9 млн. тонн (рост 11% к прошлому году), золото-валютные резервы увеличились на 30 млрд., достигнув 110 млрд. долларов в 2011 году. Это только несколько примеров.
Тем не менее, с каждым днем давление на Иран усиливается, и в таких условиях для Ирана важно иметь нормальные отношения, в первую очередь, с соседними странами, что он и пытается делать. На днях Иран и Армения подписали новое соглашение, в соответствии с которым Иран будет поставлять в соседнюю страну бензин, дизельное топливо, керосин и авиационное топливо. Стороны также договорились о строительстве нефтяного терминала на границе между странами. Также на днях Иран подписал с Грузией соглашение об экономическом сотрудничестве, которое будет охватывать туризм, сельское хозяйство, транспорт, торговлю продуктами питания и медикаментами. С Азербайджаном недавно вышла размолвка, но на днях ожидается визит министра иностранных дел Ирана в Азербайджан для обсуждения и решения текущих проблем.
Давление усиливается не только на сам Иран, но и на соседей с востока и запада - Пакистан и Сирию.
В отношении Пакистана речь идет о реализации проекта строительства крупного газопровода из Ирана в Пакистан мощностью от 21,5 млн. куб.м до максимально 110 млн. куб.м газа в день. Недавно на встрече в Исламабаде президент Пакистана Асиф Али Зардари подтвердил президенту Ирана свое твердое намерение осуществить этот проект, а несколько дней назад Иран согласился предоставить Пакистану 250 млн. долларов для финансирования строительства газопровода. В ответ госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что, если реализация проекта перейдет от слов к делу, США предпримут жесткие меры. "Мы полагаем, что начало строительства этого газопровода - неважно, как иранского или как совместного проекта, будет означать нарушение закона о санкциях против Ирана. Поэтому нам всем известно, каковы будут последствия такого шага, который может быть особенно губителен для Пакистана, учитывая его и так очень неустойчивую экономику", предупредила госсекретарь. Возможно, сейчас главной целью является не столько помешать строительству газопровода как такового, который будет готов в лучшем случае в 2014 году (судя по всему, никто не собирается затягивать иранскую ядерную проблему до этого времени), сколько добиться в самой ближайшей перспективе охлаждения пакистано-иранских отношений в случае отказа или оттягивания Исламабадом решения.
Учитывая близкие отношения Ирана с Сирией, все тайные и явные связи Тегерана и Дамаска, можно сказать, что нынешний сирийский режим является для Ирана своего рода первым эшелоном обороны, отбирающим у сил антииранской коалиции часть внимания, времени и усилий, и если он падет, то давление на Иран еще более усилится. Однако маховик уже раскручен, и всем ясно, что власть Асада обречена, если вдруг не возникнет вмешательства третьей силы. Пожалуй, последней надеждой для Асада может стать по-настоящему жесткая, неадекватная позиция нового российского президента в поддержку режима.
У Ирана еще есть время. Военное вмешательство не будет иметь место до тех пор, пока у США и союзников будут оставаться сомнения в том, что хоть один снаряд может упасть на территорию Израиля. Второе, о чем можно с уверенностью говорить, это то, что ни одна соседняя с Ираном страна не хотела бы силового решения данного кризиса.