Баку, Азербайджан, 14 марта /Trend /
Эллада Ханкишиева, руководитель аналитического центра АМИ Trend
Интерес к внешнему долгу Ирана растет пропорционально дискуссиям о нанесении военных ударов по этой стране. Ведь, как известно, политическая нестабильность порождает неопределенность, которая серьезным образом подрывает уверенность в завтрашнем дне у потребителей и инвесторов.
Сразу же в памяти всплывает иракский долговой сюжет, получивший кульминацию после практически беспрепятственного захвата войсками коалиции иракской столицы. Предложение США о безоговорочном списании Ираку долгов, его главные кредиторы поддержали не сразу. И на это были причины - размер внешнего долга Ирака был равен 200 миллиардам долларов.
У Ирана в настоящее время сумма внешнего долга почти в 10 раз меньше вышеуказанной суммы, что, с одной стороны, является большим преимуществом экономики этой страны. По данным Центрального банка Ирана, внешний долг страны по итогам четвертого квартала иранского 1389 года (2010/2011гг) составляет 22 миллиарда 814 миллионов долларов, что делает 6,5 процентов от ВВП.
Такой показатель внешнего долга Ирана считается приемлемым, так как, во-первых, находится в пределах, отвечающим международным стандартам, во-вторых, равняется только 20,8 процентам от экспорта. Известно, что экономика страны считается стабильной, если внешний долг меньше 100 процентов экспорта. В Иране экспорт по итогам четвертого квартала года составляет 109 миллиардов 312 миллионов долларов.
К тому же, валютные резервы Ирана (120 миллиардов долларов) в 5,2 раза превышают внешний долг страны, что свидетельствует об отсутствии в настоящее время проблем с платежеспособностью.
С другой стороны, относительно низкий внешний долг Ирана говорит о недостаточном притоке иностранных инвестиций в страну для поддержания требуемой динамики индустриального развития. Иран, будучи страной с привлекательными для иностранных инвесторов отраслями, в то же время имеет сложности в последовательном увеличении инвестиций в ведущие отрасли промышленности - газовую, нефтяную, нефтехимическую, металлургическую, строительную. По данным Организации инвестиций и экономической и технической помощи Ирана, за десять месяцев (с марта по декабрь 2010 года) Ирану удалось привлечь 2,7 миллиарда долларов иностранных инвестиций, тогда как согласно 20-летнему плану развития Ирана, для достижения восьми процентов экономического роста Исламская Республика должна обеспечить поступление 500 миллиардов долларов инвестиций, то есть 25 миллиардов долларов в год.
Серьезным препятствием для притока в страну внешнего капитала иранские эксперты считают санкции США и западных стран, особенно односторонние ограничительные меры Евросоюза и Японии, которые ранее были одними из основных инвесторов в Иран. Иностранные инвесторы, взять ту же самую Японию, в памяти которой свежи потери в четыре миллиарда долларов в иракской экономике, не будут заинтересованы вкладывать средства в экономику Ирана из-за ряда напряженных моментов в международных отношениях.
Помимо нефтяного эмбарго, согласно введенным ЕС, США и ООН санкциям в отношении Ирана, счета иранских банков и финансовых организаций, находящихся в этих странах, должны быть заморожены. Это же касается и финансовых организаций (необязательно иранских), которые сотрудничают с Центробанком Ирана. И хотя официальный Тегеран считает, что ввод американской администрацией новых санкций в отношении Центробанка Ирана не возымеют действия, в стране в настоящее время наблюдается девальвация национальной валюты из-за сложностей с получением денег за поставки нефти на счета иранских банков.
В долгосрочной перспективе это представляет серьезную проблему, которая приведет к оскудению валютных резервов в стране и угрозе обслуживания хоть небольшого, но существующего внешнего долга.