...

Актуальные темы недели в Азербайджане (28.05 – 02.06.2012)

Исследования Материалы 4 июня 2012 11:52 (UTC +04:00)

Обратная сторона дорогих кредитов в Иране

Высокие процентные ставки по кредитам в Иране, составляющие на сегодня 25 процентов, серьезно препятствуют развитию производства в стране.

"При наличии в Иране многочисленных финансовых институтов их роль в производстве страны крайне слаба", - считает министр торговли Ирана Мехди Газанфари.

По мнению министра, эти банковские и финансовые учреждения могли бы обеспечить производителей капиталом, но они держат без инвестиций отечественное производство, которое нуждается в капитальных вливаниях.

Однако, множество причин, которые влекут за собой высокие процентные ставки в Иране, не позволяют банкам страны пойти на компромисс производству страны. Повышая процентные ставки, банки пытаются в какой-то степени компенсировать свои потери на фоне ужесточения санкций, направленных против Ирана.

После того, как было принято решение отключить иранские банки от SWIFT, финансовые учреждения страны попали в тяжелую ситуацию. В результате вынужденных отказов крупнейших банков мира от взаимодействия с Исламской Республикой, страна не в состоянии привлекать кредиты с более низкими процентами.

К тому же из-за ужесточения санкций небольшие банки в Восточной Европе и Азии воспользовались возможностью и стали зарабатывать на посреднических операциях с Ираном. Банки, которые по-прежнему готовы сотрудничать с иранским бизнесом, взимают значительные комиссионные, которые, в первую очередь, бьют по иранским компаниям, нежели по контрагентам. Следовательно, ограниченные возможности выдачи кредитов является причиной высоких ставок.

Помимо этого, доверие граждан к иранским банкам оказалось значительно подорванным. В результате падения покупательной способности иранского риала, а также опасений по поводу его дальнейшей нестабильности на фоне повышения курса доллара в стране, уже несколько месяцев иранцы забирают свои вклады в банках, в частности в золоте.

Население Ирана отказывается даже от предложения банков получить золотые сертификаты, потому что люди хотят иметь на руках физическое золото, а не обеспеченную им бумагу, хотя золотые сертификаты не облагаются налогом и процент на них на три процента выше процентной ставки Центробанка Ирана по сберегательным вкладам.

Доверие к банкам подорвано, даже, несмотря на то, что в противовес ситуации процентные ставки на депозиты в иранских банках повышены, а уровень инфляции в стране составляет высокие 20,6 процентов. С января 2012 года, по решению Финансово-банковского совета Ирана, все банки страны, включая частные, переходят на применение единых процентных ставок по депозитам в размере 22 процентов, хотя в прошлом году ставки по депозитам в стране не превышали 15,5 процентов.

С одной стороны, повысив ставки по депозитам, банковский сектор Ирана планировал привлечь большее количество вкладчиков, с другой стороны, намеревался обезопасить национальную валюту, пытаясь остановить стремительное падение ее обменного курса. В отличие от первой цели, принятые меры немедленно оказали воздействие на внутренний валютный рынок. Риал относительно укрепился по отношению к доллару. Если до подъема депозитных ставок обменный курс на черном рынке был равен 23 тысячам риалов за один доллар, то сразу после повышенных ставок он понизился до 22,5 тысячи риалов.

При этом высокие ставки на привлекаемые банками депозиты также являются причиной высоких размеров кредитных ставок.

Азербайджан может создать резервы газа в Европе

Азербайджан, используя свой богатый опыт и традиции в нефтегазовой сфере, продолжает укреплять репутацию надежного и профессионального внешнеэкономического партнера. Страну приглашают строить НПЗ в Кыргызстане, проводить геологоразведочные исследования нефтяных месторождений Чеченской Республики, заниматься разведкой углеводородов в Саудовской Аравии и Пакистане. Это предложения, поступившие только в течение последних трех месяцев, и список можно продолжить.

По последним прогнозам Fitch, в 2012-2013 годах стратегические валютные резервы страны увеличатся еще на 18 миллиардов долларов и составят 58 миллиардов долларов. Способность страны накапливать нефтяные доходы дает возможность вкладывать инвестиции не только внутри страны, но и приобретать миллиардные активы за границей.

В настоящее время SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) в среднесрочной перспективе рассматриваются возможности вхождения на рынки Австрии, Венгрии и ряда балканских стран. Интерес мог бы представлять и греческий нефтегазовый рынок, несмотря на публикации в СМИ о том, что инвесторы бегут из Греции.

В настоящий момент Греция выставила на приватизацию национальную компанию DEPA - государственную корпорацию, занимающуюся распределением газа в стране. В приватизации участвуют крупные компании, в частности российский "Газпром". SOCAR также проявила интерес к участию, и с этой точки зрения ценность для Госнефтекомпании может представлять и другой греческий актив, выставленный на приватизацию - "Южная Кавала".

Планы ЕС по обеспечению своей энергетической безопасности предполагают, в частности создание интегрированной газовой инфраструктуры, включающей строительство интерконнекторов с реверсным режимом работы, СПГ-терминалов и подземных газохранилищ (директива Европарламента №994/2010).

Подземные газохранилища - это стратегические объекты, где хранятся запасы газа для оперативного покрытия пиковых расходов в случае непредвиденных обстоятельств, аварий и увеличения объемов потребления из-за суровых погодных условий. Соседи Греции располагают такими объектами: Болгария - одно газохранилище, Турция - два, Италия - десять. Греция не имеет ни одного, хотя является не производящей, а импортирующей страной (около 3,8 млрд. кубометров в 2010 году). По сути, стандарты, прописанные в Директиве (формула № 1), законодательно обязывают страны-члены ЕС не позднее декабря 2014 года иметь газовую инфраструктуру, способную к быстрому восстановлению своих функций в случае нарушения поставок, а значит предусматривающую наличие подобных объектов.

Министерство энергетики и окружающей среды Греции в своем докладе правительству в 2010 году пришло к заключению, что при сложившейся рыночной конъюнктуре месторождение "Южная Кавала", переоборудованное в подземное газохранилище, абсолютно необходимо Греции.

"Южная Кавала" - практически выработанное морское газовое месторождение с первоначальным объемом в 1 миллиард кубометров на глубине моря 52 метра в 30 километрах от побережья Греции. Проект переоборудования в подземное газохранилище потребует, по оценке Technip, приблизительно 400 миллионов евро. Рабочий объем газохранилища может составлять от 360 до 530 миллионов кубометров, суммарный объем - от 720 до 1 миллиарда, ежедневная норма отбора - от 4 до 9 млн. кубометров, ежедневная норма закачки - от 5 до 7,5 млн. кубометров. Уже существующая морская и береговая инфраструктура (комплекс оффшорных платформ и установка по обработке газа для дальнейшей транспортировки), и непосредственная близость к национальной газотранспортной сети также говорят в пользу реализации проекта переоборудования.

Есть также ряд факторов, свидетельствующих о потенциальной коммерческой привлекательности проекта для SOCAR. "Южная Кавала" находится в непосредственной близости маршрута Транс-Адриатического газопровода (ТАР) - одного из направлений "Южного газового коридора", по которому азербайджанский газ пойдет в Европу. Кроме того, в регионе вскоре может появиться еще один источник газа - с кипрского шельфа.

В данном контексте можно было бы изучить опыт российского "Газпрома", который владеет подземными газохранилищами на территории Европы: в Германии, Австрии, Сербии, и планирует вкладывать средства в их расширение.

SOCAR, обладая таким объектом, при необходимости могла бы практиковать спотовые поставки газа ближайшим региональным покупателям. Примерно так же считает и Матиос Ригас, директор компании Energean Oil&Gas - единственного оператора месторождений нефти и газа в Греции и обладателя лицензии на месторождение "Южная Кавала". Он считает, что помимо части газа, зарезервированной для обеспечения энергетической безопасности самой Греции, какая-то часть запасов может быть использована для тендерной распродажи участникам рынка.

"Южная Кавала" стала бы еще более ценным приобретением для SOCAR в случае покупки госкорпорации DEPA. Это позволило бы иметь в руках весь цикл газовых операций на рынке Греции, учитывая при этом опыт SOCAR в управлении газораспределительными сетями (в Азербайджане и Грузии), а также в разработке и обслуживании собственных подземных газохранилищ.

Азербайджанская нефть, идущая по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, уже нашла себе дорогу в Средиземноморье. Сейчас есть возможность продолжить освоение этого важнейшего для мировой экономики региона.

Экономические санкции Турции против Сирии могут принять угрожающие формы

Турция в очередной раз заявила о расширении санкций против Сирии, если в стране не прекратится насилие.

Турция готовится расширить санкции против Сирии, как экономические, так и дипломатические, сообщил Trend советник президента Турции по Ближнему Востоку Эршад Хурмюзлю. При этом он не отметил, какие именно отрасли охватят санкции, сказав, что вопрос санкций находится на уровне подготовки и сказать что-либо конкретно пока невозможно.

Вероятнее всего, на этот раз санкции будут более обширными и жесткими.

Санкции, введенные ранее Турцией против Сирии с целью добиться в этой стране социальных и политических изменений, пока не принесли положительных политических результатов - в Сирии продолжаются вооруженные столкновения. Однако экономические санкции расшатывают экономику этой страны.

В настоящее время прекращены все экономические отношения Турции с сирийским правительством и банками страны, нет авиационного и транспортного сообщения. Заморожены кредитные соглашения, остановлены совместные инвестиционные проекты, простаивают коммерческие дела, сократились торговые отношения. В стране вырос уровень безработицы и бедности, так как осложнение отношений между странами сократило число сирийских трудовых мигрантов в Турции, а банковские ограничения привели к проблемам с денежными переводами у сирийцев, работающих в Турции. Турецкая компания TPAO также отказалась от планов проведения в Сирии работ по разведке нефти.

Экономические потери от турецких санкций усугубляются тем, что Сирия вдобавок является объектом экономических санкций также со стороны США, ЕС и Лиги арабских государств (ЛАГ). На сегодня из-за международных санкций Сирия потеряла четыре миллиарда долларов.

Министр финансов Сирии Мухаммед аль-Джлейлати называет сложившуюся экономическую ситуацию в стране прямым результатом заговора против Сирии и международного давления, которое имеет крайне негативное воздействие на сирийскую экономику. Хотя в то же время министр отмечает, что кризис заставил сделать то, что власти страны уже давно собирались, но не делали, оглядываясь на непопулярность таких мер у населения. В частности, монетарные и финансовые власти в Сирии ввели эффективный курс валютно-денежной и налогово-бюджетной политики. Им удалось практически не допустить повышения цен, однако, очень сильно, более чем в полтора раза упал курс сирийской лиры.

По словам министра, Сирия полагается на собственные возможности, а не на чью-либо финансовую помощь, будь то дружественные или недружественные страны.

"Мы ни у кого не просим ни финансовой помощи, ни помощи нефтью. Потребности Сирии в нефтепродуктах примерно на 70 процентов покрываются нефтеперерабатывающими предприятиями страны, оставшиеся 30 процентов необходимых нам нефтепродуктов мы импортируем из других стран, исключая европейские страны, из которых мы импортировали лишь некоторые виды нефтепродуктов", - сказал Мухаммед аль-Джлейлати.

По сравнению с санкциями других стран, турецкие санкции отличались мягкостью, задевая, в первую очередь, интересы нынешней власти, нежели страны. Как никак, это соседняя страна, с которой исторически имелись тесные дружественные отношения, политическое и экономическое сотрудничество, безвизовый режим.

Но теперь Турция решила действовать более решительно для приостановления в этой стране насилия и кровопролития, и, вероятно, это будет сделано посредством экономических санкций. "Потенциал" экономических санкций со стороны Турции не исчерпан и может заключаться в создании буферной зоны на границе, отключении энергии, подачи воды, полном прекращении торговых отношений вплоть до того, что касается продовольствия, введении визового режима. До сих пор эти "нервные точки" принято было не трогать.

Но, как правило, у санкций имеется обратная сторона, когда они наносят ущерб самой стране, которая их вводит, так как эта страна теряет экспортные рынки или поставщиков сырья. Дискомфорт от этих отношений уже ощущается в деловой среде Турции, убытки компаний подсчитываются миллионами. Официальная Анкара об этом знает, считая, тем не менее, что если это поможет установлению демократии в Сирии, то "игра стоит свеч".

Тэги:
Лента

Лента новостей