Обозреватель Европейской редакции Trend Виктория Жаворонкова
В последнее время обстановка в Центральной Азии накаляется, подогреваемая активизацией деятельности террористических организаций в Афганистане, возможностью увеличения наркотрафика, а также рядом внутренних проблем стран этого региона.
Главным вопросом мирного существования региона Центральной Азии становится вопрос: чем закончится осложнение обстановки в регионе и кто будет решать проблемы центральноазиатских государств?
Первым фактором, осложняющим обстановку в Центральной Азии, является активизация деятельности террористических организаций в Афганистане. Из пяти центральноазиатских государств с Афганистаном граничат три - Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Наибольшей опасности влияния радикальных исламских группировок из соседней страны подвержены две страны региона - Таджикистан и Кыргызстан. Основная причина угрозы Таджикистану заключается в большой протяженности его границы с Афганистаном, которую сложно постоянно и на всем протяжении патрулировать и защищать.
Кыргызстан подвержен влиянию извне по причине неспособности самостоятельно обороняться, причиной чего, в свою очередь, является низкий уровень жизни в стране и слабая армия.
Влияние Афганистана может проявлять себя по-разному: начиная с организации терактов и заканчивая простым насаждением радикальных учений среди населения страны.
Жители приграничных Афганистану территорий центральноазиатских государств особо поддаются агитации, так как большая их часть необразованна и живет на грани бедности.
Еще одна угроза, идущая из Афганистана - возможность увеличения наркотрафика.
К примеру, границы Таджикистана недостаточно защищены от проникновения в страну наркоторговцев и дальнейшего продвижения их в глубь региона. Узбекистан, несмотря на общую границу с Афганистаном, подвержен вышеперечисленным угрозам в меньшей степени, так как лучше оснащен с военно-технической точки зрения.
Кроме внешних факторов, в Центральной Азии существует также ряд внутренних, которые заключаются во взаимоотношениях стран региона между собой. Наиболее сложные отношения сложились между Узбекистаном и его соседями - Таджикистаном и Кыргызстаном. Иногда кажется, что до вооруженного конфликта между ними остается всего один шаг.
Яблоко раздора здесь - вода и электроэнергия. Эти государства никак не могут поделить воду: Таджикистан и Кыргызстан предпочитают использовать ее для выработки энергии, что противоречит интересам Ташкента. Узбекистану же нужна просто вода, которой, по мнению правительства страны, после строительства гидроэлектростанций в соседних странах станет значительно меньше.
Недавно дело дошло до того, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон обвинил главу Узбекистана Ислама Каримова в ущемлении прав таджиков в Узбекистане, пообещал "забрать у него" Самарканд и Бухару и даже рассказал о драках, которые якобы имели место между президентами двух государств.
Казахстан - самая большая страна региона - также конкурирует с Узбекистаном, но не за воду, а за первенство в регионе. Туркменистан же просто объявил нейтралитет и предпочитает наблюдать за происходящим со стороны.
Государства региона объединяет участие в ряде организаций, в частности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Участие в ОДКБ подразумевает военное сотрудничество между участниками организации, но как это возможно на практике?
В организацию входят четыре из пяти государств Центральной Азии: Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, между которыми нет согласия. Тогда в чем заключается смысл организации, внутри которой в любое время может возникнуть внутренний конфликт.
Пока правительства центральноазиатских государств будут следовать своим национальным интересам, они не допустят обострения отношений с соседями. К примеру, если представить себе конфликт между Таджикистаном и Узбекистаном, Ташкент, несмотря на свое серьезное военное преимущество, проиграет, так как, ослабив Душанбе, "подпустит" Афганистан к себе еще ближе.
Слабую эффективность ОДКБ как организации доказывают Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые вряд ли смогут серьезно проявить себя в Центральной Азии. Узбекистан уже на начальном этапе отказался участвовать в них, хотя КСОР являются одним из основных проектов ОДКБ.
Единственное, что действительно может дать плоды в сложившейся ситуации, - это объединение усилий стран региона для противостояния угрозе терроризма, а также решения внутренних проблем, которые препятствуют развитию центральноазиатских государств.
Одновременно необходимо если не решить, то хотя бы найти точки соприкосновения в вопросе распределения воды и электроэнергии в Центральной Азии. Вряд ли в этом вопросе можно будет обойтись без создания комиссий и экспертных групп по изучению проблемы, а также определенных уступок со стороны вовлеченных в проблему стран.
Для снижения угрозы, исходящей из соседнего Афганистана, необходимо создать единую систему защиты, которая может функционировать не только с участием государств Центральной Азии, но и пользоваться поддержкой других заинтересованных в этом стран, что, в свою очередь, также поможет решить и проблему наркотрафика.
Остается надеяться, что когда-нибудь страны Центральной Азии найдут совместные пути решения региональных проблем.
С автором статьи можно связаться по адресу [email protected]