Обозреватель Арабской службы новостей Trend Айгюль Тагиева
С середины октября Евросоюз намерен ужесточить санкции против Ирана, введя запрет на поставки иранского газа. Санкции будут применяться к странам, закупающим иранский газ.
В 2011 году Иран экспортировал в общей сложности 9 миллиардов кубометров газа, львиная доля которого (8,5 миллиарда кубометров) была направлена в Турцию.
Турция является крупнейшим импортером газа в регионе, закупая в среднем 39,7 миллиарда кубометров ежегодно. Она имеет соглашения об импорте газа с Россией ( 30 миллиардов кубометров в год), Ираном (10 миллиардов кубометров в год), Азербайджаном - (6,6 миллиарда кубометров, (после 2017 года плюс еще 6 миллиардов от второй фазы разработки месторождения "Шах Дениз"). Кроме того, Турция закупает сжиженный газ у Алжира (4 миллиарда кубометров) и у Нигерии (1,2 миллиарда кубометров).
Наряду с этими соглашениями Турция также рассматривает вариант импорта сжиженного газа из Катара и Саудовской Аравии. Согласно данным министерства энергетики и природных ресурсов страны, потребность Турции в энергоресурсах будет расти в среднем на 1,5 миллиарда кубометров газа в год, составив 59,3 миллиарда кубометров в год в 2020 году.
Соглашение Турции с Ираном о поставках газа было подписано в 1996 году на 25 лет по принципу "бери или плати". То есть, если из-за санкций Турция откажется от импорта иранского газа или сократит его, то страна должна будет платить за не отобранный газ до 2021 года.
Ранее Турция проигнорировало санкции США против импорта иранской нефти, назвав их неправовыми и не имеющими смысла для Анкары. Санкции ЕС против импорта иранской нефти, принятые в прошлом году, Турция также не торопилась признать. И только недавно министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз сообщил, что Турция заменит часть импортируемой иранской нефти на саудовскую.
Учитывая отношение Анкары к санкциям против энергосектора Ирана, можно предположить, что Анкара не откажется от иранского газа, тем более, что страна не может себе это позволить из-за принципа "бери или плати".
Сотрудничество Турции с Ираном в сфере импорта природного газа будет ограничено лишь существующим контрактом, однако при этом Турция вряд ли пойдет на заключение новых соглашений с Ираном в этой сфере, демонстрируя солидарность с ЕС.
А если вспомнить еще и судебный процесс между Турцией с Ираном по поводу снижения цен на газ, то Анкара в этом случае может еще и выиграть на санкциях ЕС.
Так, Турция, ранее подавшая иск против Ирана в арбитражный суд, результаты которого будут объявлены только в апреле 2013 года, может надавить на Иран, поставив условие - или Тегеран снижает цены на газ для Турции, или Анкара отказывается от иранского газа.
Учитывая, что Турция является основным импортером иранской нефти, Тегеран, вероятно, уступит и существенно снизит цены на газ даже без решения арбитражного суда.
Таким образом, санкции Евросоюза против импорта иранского газа могут стать для Турции исключительным шансом для реализации коммерческого плана по энергообеспечению страны без какого-либо ущерба в отношениях как с ЕС, так и с Ираном.