Руфиз Хафизоглу, руководитель службы арабских новостей Trend
Наряду с рядом политических и экономических вопросов, обсуждавшихся на саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в столице Азербайджана, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад обсудили также находящиеся в центре внимания события, происходящие в Сирии.
В ходе обсуждений Эрдоган заявил, что есть три варианта урегулирования кризиса в Сирии.
Согласно первому, Турция, Египет и Иран, второму -Турция, Россия и Иран и по третьему сценарию - Турция, Египет и Саудовская Аравия должны начать сотрудничать для решения сирийского кризиса.
Как можно заметить, во всех трех вариантах предполагается обязательное участие Турции, то есть, автоматически подразумевается, что решающее слово будет принадлежать Анкаре.
С другой стороны, предложенная трехсторонняя схема показывает, что урегулирование сирийского кризиса зависит не только от Турции, но и от перечисленных Эрдоганом стран.
Что касается эффективности предложенных вариантов, более, чем вероятно, что ни один из них не создаст почвы для решения сирийского конфликта.
В первом варианте - "Турция, Египет и Иран" - под угрозой, хоть и частично, могут оказаться интересы России в Сирии, что не устроит Москву.
Оптимальным может считаться вариант "Турция, Россия и Иран", но решение судьбы арабского государства неарабскими странами не устроит региональные арабские государства. Не случайно, наиболее активный, с политической точки зрения, Катар неоднократно призывал именно арабские государства к военному вмешательству в Сирии.
Что касается третьего варианта плана - "Турция, Египет и Саудовская Аравия", то он может привести не к урегулированию конфликта, а наоборот, даже к его углублению. Дело в том, что Иран не будет закрывать глаза на решение судьбы Сирии, изолированной суннитскими государствами региона. Потому что потеря Сирии будет означать прекращение связей Ирана с Ливаном.
Учитывая все сказанное, можно предположить, что предложенная Эрдоганом схема не будет эффективной, а только приведет к дальнейшему затягиванию сирийского кризиса.