Решение прокуратуры Нью-Йорка об аресте экс-министра экономики Турции Зафера Чаглаяна, политика США по вооружению сирийского крыла террористической организации РПК – боевиков YPG/PYD, заключенный между Анкарой и Москвой контракт на покупку ЗРК С-400, совместные военные операции, проводимые совместно Турцией, Ираном и Россией в сирийском Идлибе, и, наконец, недавний арест сотрудника посольства США в Анкаре, является всего лишь видимой частью кризиса в отношениях между США и Турцией.
Вышеперечисленные факты дают основание сделать вывод, что Турция имеет полное право подвергать критике действия Вашингтона в отношении Анкары.
Как известно, Турция никогда не присоединялась к западным санкциям в отношении Ирана, и это говорит о том, что решение прокуратуры Нью-Йорка об аресте экс-министра экономики Турции Зафера Чаглаяна, обвиняемого в поддержке развития экономики Ирана, носят политический характер.
Очевидно также, что если Турция и США являются союзниками по НАТО, то любая угроза в отношении одного из союзников должна расцениваться в качестве угрозы в отношении других членов альянса. Собственно, исходя из этого принципа можно утверждать, что вооружение сирийского крыла РПК (YPG/PYD) со стороны США абсолютно противоречит духу союзничества между Вашингтоном и Анкарой.
В свою очередь, совместная военная операция Турции, Ирана и России в сирийском городе Идлиб,объясняется необходимостью создания зоны деэскалации в Сирии. Эти решительные шаги предприняты Турцией, Россией и Ираном с целью скорейшего разрешения сирийского кризиса. В то же время США вооружают отряды боевиков YPG/PYD, которые не скрывают своих намерений создать “курдское государство” на территории Сирии. Это представляет реальную угрозу не только для Анкары и Тегерана, но и для всего региона в целом.
Затронув вопрос сотрудничества Анкары и Москвы в оборонной сфере, следует принять во внимание приведенный турецкими властями факт, что до сих пор никто, кроме России, не предложил Турции доступную цену для закупки современных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).
Ранее Турция вела безрезультатные переговоры с Францией и другими союзниками по НАТО для закупки ЗРК. Следовательно, если партнеры по альянсу не намерены обеспечить безопасность своего союзника, то Анкара имеет полное право обеспечивать свою безопасность, приобретая вооружение и оборонные технологии в других странах.
Наконец, если США утверждают, что американская судебная система является независимой, но при этом отрицают необходимость экстрадиции Фетхуллаха Гюлена, причастность которого к попытке военного переворота доказана, то почему в Вашингтоне с сомнением и недоверием относятся к решениям судебной системы Турции? В заключение, зачем Вашингтон намеренно идет на ухудшение отношений с Анкарой из-за одного сотрудника генконсульства, который, к тому же является гражданином Турции, а не США?
Как известно на будущей неделе в Анкару прибудет делегация США для решения недавнего кризиса в отношениях сторон. Даже если стороны разрешат кризис, вызванный арестом работника генконсульства, отношения Анкары и Вашингтона по-прежнему омрачены четырьмя нерешенными проблемами, что в дальнейшем может обернуться куда более серьезными последствиями.
Руфиз Хафизоглу, глава Арабской службы новостей Trend
Твиттер: @rhafizoglu