Львиная доля света, вырабатываемого во время гамма-вспышек, возникает не в глубинных слоях умирающей звезды, а в ее внешней оболочке, фотосфере. Это приближает ученых к разгадке тайны рождения самых мощных взрывов во Вселенной, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications, сообщает Trend со ссылкой на РИА Новости
"Несмотря на то, что мы поняли, где рождаются частицы света, мы пока не понимаем того, что заставляет материю умирающей звезды собираться в узкие пучки и разгоняться до околосветовых скоростей. Мы надеемся, что наши расчеты помогут раскрыть природу гамма-всплесков", — заявил Хиротака Ито (Hirotaka Ito) из Центра передовых исследований RIKEN в Сайтаме (Япония).
Вспышки гамма-излучения, отголоски космических катаклизмов длиной в несколько секунд или минут, были впервые обнаружены в 1968 году американскими спутниками, предназначенными для регистрации советских ядерных испытаний. Сегодня подобные вспышки возникают на небосводе примерно раз в день в очень далеких от нас галактиках.
Многие астрономы предполагают, что они возникают во время взрывов особенно крупных звезд и на первых фазах их превращения в черные дыры. Когда такая звезда гибнет, сила притяжения порождаемой ими черной дыры или нейтронной звезды настолько высока, что выбрасываемые клубы материи бывшего светила объединяются в "бублик", быстро вращающийся вокруг центрального объекта.
Часть этого диска поглощается черной дырой, а остатки разгоняются до околосветовых скоростей и выбрасываются во внешнее пространство в виде джетов, узких пучков материи. Во время этой "раскрутки" материи погибающая звезда порождает столько энергии и света, сколько звезда класса Солнца вырабатывает за всю свою жизнь. То, как именно происходит этот процесс, ученые пока не знают, и спорят о его сути на протяжении последних 50 лет.
Ито и его коллеги сделали большой шаг к раскрытию этой тайны, анализируя то, как был устроен спектр различных гамма-вспышек, зафиксированных космическими телескопами "Ферми" и Swift в последние несколько лет.
Они обнаружили, что яркость и мощность вспышки определенным образом зависели от того, на какую часть ее спектра приходился пик излучения. Это открытие значительно сузило число возможных теорий, описывающих механизмы их рождения, и позволило японским астрофизикам проверить их, используя суперкомпьютерную модель гибнущей звезды.
Эти расчеты показали, что львиная доля гамма-фотонов рождается не во внутренних, а во внешних слоях звезды, которые вылетают в открытый космос вместе с джетами. Они возникают в тот момент, когда узкий пучок плазмы начинает расширяться и резко становится "прозрачным" для света.
Главным "двигателем" всего этого процесса, как отмечают ученые, была температура пучка – чем она выше, тем ярче будет гамма-вспышка и тем жестче будет вырабатываемое ей излучение. Все необычные черты этих катаклизмов, как показали расчеты Ито и его коллег, можно объяснить в рамках тех процессов, которые происходят внутри джета по мере его охлаждения.
Подобное простое объяснение того, как рождается свет во время гамма-вспышек, как надеются ученые, поможет раскрыть механизмы разгона материи бывшего светила и приблизиться к пониманию того, что происходит в его центре в последние мгновения жизни.