Центризбирком Беларуси не удовлетворил жалобу экс-кандидата в президенты Татьяны Короткевич, в которой она просит признать выборы недействительными, передает Белта.
Эту жалобу сегодня озвучил представитель Татьяны Короткевич - член ЦИК с правом совещательного голоса Игорь Ляльков. Он заявил, что предварительные итоги наблюдения за выборами говорят, что они прошли с грубыми и системными нарушениями законодательства, не отвечали требованиям Избирательного кодекса Беларуси, а также Копенгагенским принципам.
Игорь Ляльков сообщил, что, в частности, по мнению команды Короткевич, при сборе подписей, а позже и при агитации, один из штабов использовал административный ресурс. Он добавил, что во время кампании распространялись агитационные материалы, изготовленные с нарушением закона: на одной из агитационных открыток были указаны не все выходные данные. Помимо этого, штаб Короткевич предъявил претензии по поводу подсчета голосов и характеру проведения досрочного голосования. Также Ляльков заявил, что на определенных участках мог быть вброс бюллетеней, но однозначно о том, что это было, он не сказал.
Кроме того, сегодня на заседании выступили представители руководства всех областных избиркомов и избирательной комиссии Минска. В частности, они отметили, что эта кампания была одна из самых цивилизованных. Была обеспечена прозрачная процедура подсчета голосов. В частности, в Брестскую областную комиссию по состоянию на день выборов не поступало жалоб, а только одно предложение. На следующий день было три жалобы от наблюдателей, в том числе с претензиями по поводу подсчета голосов. Но факты, указанные в жалобах, не нашли подтверждения. В частности, их опровергли другие наблюдатели.
Все урны опечатывались в соответствии с рекомендациями ЦИК. Милиция обеспечивала охрану участков. Что же касается манипуляций с явкой, о которых заявили некоторые наблюдатели, то в итоге эта информация не подтвердилась. Более того, были случаи, когда наблюдатели подтверждали факты нарушений на каком-либо участке, но при этом сами они работали на других участках, а не на тех, которые фигурировали в жалобах. Также были случаи, когда в интернете публиковались данные о нарушениях, но соответствующих жалоб в избиркомы не поступало. Но были жалобы, которые составлены практически под копирку.
Представители региональных избиркомов также подтвердили, что был факт включения в списки избирателя, который уже умер. Но от его имени поступало заявление о голосовании на дому. Как оказалось, заявление поступило еще тогда, когда этот человек был жив. Естественно, в итоге он не голосовал. Не подтвердились и заявления о принуждении к досрочному голосованию учащихся некоторых учреждений образования. При этом одна из членов ЦИК, которая работает в вузе, подчеркнула, что о таких фактах она также не знает. Публикации в интернете, где говорится о принуждении студентов, она назвала неуважительными по отношению к молодежи.