Заявление сирийского президента Башара Асада о том, что проведение в ближайшее время прямых мирных переговоров с Израилем соответствует политике Дамаска, является для Иерусалима и новой американской администрации сигналом для более серьезного отношения к переговорам, полагают эксперты по Ближнему Востоку, сообщает газета Jerusalem Post.
"Я думаю, что он [Асад] таким образом, во-первых, посылает сообщение Израилю о том, что он готов к мирным переговорам (после февральских выборов), и, во-вторых, пытается сказать Вашингтону: "если вы прекратите изоляцию Сирии и будете участвовать в этих переговорах, то они могут принести результат", - сказал Эндрю Тэблер, сотрудник вашингтонского Института политики Ближнего Востока, занимающийся вопросами взаимодействия с Сирией.
По его словам, Дамаск хочет снискать отчасти уважение от Соединенных Штатов, за которым, в перспективе, последовали бы прямые переговоры между Дамаском и Вашингтоном."Поговаривают о возвращении американского посла в Сирию и о прекращении ее изоляции, особенно со стороны Штатов, так как [Дамаск] чувствует, что это пагубно сказывается на взаимоотношениях с европейскими странами", - сказал Тэблер.
Другие эксперты полагают, что Асаду надоели израильские власти, настроенные против передачи Голанских высот, и в действительности он пытается повлиять на грядущие израильские выборы. Вдобавок Сирия надеется консолидировать свою позицию с избранным президентом США Бараком Обамой.
"Сирия хочет показать Обаме, что у него есть партнер в Дамаске, готовый к переговорам", - сказал глава отдела международных отношений каирского Центра стратегических и политических исследований Гамаль Абдель Гавад.
По сообщению армейского радио "Галей-ЦАХАЛ", во вторник глава МИД Израиля Ципи Ливни сказала, что, если Дамаск хочет мира, ему придется прекратить поддержку ХАМАС и "Хизбаллы".
"За последние месяцы произошли важные изменения во внешней политике Сирии: начались непрямые переговоры с Израилем, впервые установились дипломатические отношения с Ливаном, страна открылась европейским странам в рамках выполнения программы европейско-средиземноморского сотрудничества", - сказал Гавад.
Тем не менее, по его словам, по стратегическим соображениям Дамаск все еще не готов к полной перемене курса своей политики, особенно в отношении Тегерана. Сирийские власти решили сохранить свои отношения с Ираном для "объединения позиций в плане переговоров с Израилем и Соединенными Штатами", полагает Гавад.
Однако, по мнению директора тель-авивского Центра ближневосточных и африканских исследований им. Моше Даяна Эяля Зисера, за последние месяцы Сирия не изменила своих взглядов. Наоборот, Израиль, Соединенные Штаты и европейские страны сдали свои позиции, капитулировав перед режимом Асада. "Почему Ольмерт [премьер-министр Израиля] в мае 2008 года решил возобновить переговоры? Это не имеет никакого отношения к Сирии, но они [Дамаск] решили, что время против нас и что мы должны подписать соглашение", - сказал Зисер.
По его словам, недавние высказывания Ольмерта и Асада отражают общие краткосрочные интересы двух лидеров Ближнего Востока. В то время как премьер-министр Израиля стремится оставить о себе память, не омраченную Второй ливанской войной, Асад хочет добиться кое-чего от уходящего в отставку Ольмерта. Того, что он сможет предъявить следующему израильскому и новому американскому правительствам.
По словам Зисера, Асад хочет иметь возможность заявить всем, что у него были очень плодотворные и позитивные переговоры с Ольмертом, который сказал: "Да, я готов уйти с Голанских высот. Давайте продолжим, отталкиваясь от этого [положения]". И тогда это было бы большим достижением Сирии".
Четыре раунда сирийско-израильских переговоров были проведены с помощью турецких посредников, хотя никакого прогресса на них достигнуто не было. Переговоры были приостановлены в сентябре, когда Ольмерт объявил о своей отставке.