Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости
Вопреки всем стараниям Болгарии у нее все же не получается плавного вхождения в цивилизованную Европейскую семью. Брюссель остался недоволен тем как правительство страны понимает борьбу с коррупцией и разбазариванием средств ЕС и, как и обещал, урезал средства на ассимиляцию традиционных болгарских ценностей с общеевропейскими. Общая сумма "подъемных" безвозвратно гильотинирована на 220 млн евро. Эти деньги должны были быть "освоены" под контракты, которые должны были быть заключены до 30 ноября. Теперь их Болгарии просто не выделят. Но даже это еще не все. На самом деле удар будет гораздо больнее.
Ассигнования на уже заключенные контракты в рамках помощи по доведению болгарской системы правосудия, законодательств, избирательной системы, контроля над правительственными расходами, отчетности государства и т.д. и т.п., заморожены до следующего года. Это значит, что правительство не получит еще 340 млн евро. Для Софии, особенно с учетом нынешнего мирового финансового кризиса, это весьма значительная сумма. Именно поэтому она обиделась на всю Еврокомиссию, почти всем кабинетом.
Премьер-министр Болгарии Сергей Станишев, узнал о такой несправедливости, будучи с визитом в Берлине. Он немедленно заявил, что это нечестно и самое настоящее свинство, особенно с учетом предстоящих грядущим летом очередных парламентских выборов. Примерно в том же духе возмутились и его заместитель по европейским делам Меглена Плугчиева и министр по европейской интеграции Гергана Гранчарова. Они, по-женски эмоционально, обвинили Брюссель в "двойных стандартах", в том, что они "употребили невероятные усилия", "проделали колоссальную работу", а получили за это.. Лучше и не говорить какую неблагодарность.
Оппозиция же объявила, что уже давно предвидела такой исход дела и потребовала провести выборы гораздо раньше назначенного срока.
Большие проблемы на почве "борьбы с коррупцией" у Болгарии возникли не вчера. Ее не далее как в июле этого года предупреждали, что с коррупцией, мафией, подкупами, взяточничеством чиновников, надо что-то делать. Надо подтягивать свои судебные системы, бюрократию если не к среднеевропейскому, то хотя бы к приблизительно европейскому уровню. Иначе Брюсселю не останется ничего иного как перекрыть финансовые вливания как раз на эти самые цели. Разговор на эту тему между ЕС и реципиентами до сих пор шел примерно в том же духе, что и в знаменитой сцене из "Двенадцати стульев": "А можно - утром стулья, а вечером деньги? Можно, но деньги вперед!". Даже объявляя нынешнее решение, комиссар Евросоюза по вопросам расширения Олли Рен (Olli Rehn), сказал, что "все объявленные меры - это всего лишь обещания будущих действий и никаких конкретных результатов пока не было". В общем, деньги были, а стулья...
Болгарам, как было и в прошлый раз, подложил свинью главный антикоррупционный орган ЕС с романтическим скандинавским "именем" OLAF. На самом деле OLAF это вольная аббревиатура с официального французского названия Европейского управления по борьбе с мошенничеством - Office européen de lutte anti-fraude. Вместе с Софией в сходных по характеру, но несоизмеримо меньших по масштабам грехах обвиняют и Румынии.
"Балканские сестры" очень зря испытывали терпение Большой Европы и не вняли предупреждениям. Не вняли, когда давали заявки на вступление в начале 2000-х, готовились к вступлению еще в 2006-м, когда вступили в 2007-м. Теперь репутация у социалистического правительства в Софии есть все шансы проиграть предстоящие выборы, поскольку все болгары уже поняли, что борьба с "корупцията и организираната престъпност" чистой воды блеф.
Здесь надо кое-что объяснить. Болгарию и Румынию, флаги которых подняли в Брюсселе 1 января 2007 года, собственно приняли в ЕС "досрочно-условно". Им, по сути, дали трехлетний испытательный срок, в течение которого ЕС обещал пристально следить и проверять, что делают новые жители европейской коммунальной квартиры, чтобы соответствовать уровню соседей. Еще перед принятием их журили и предупреждали, что нужно как-то посмелее, поактивнее бороться с коррупцией. С тех пор Еврокомиссия регулярно, раз в полгода, дает специальные сводки о том, как София и Бухарест борются с коррупцией и так же регулярно констатирует, что борются они недостаточно.
Эксперты ЕС, утверждают, что Болгары не раскрыли до сих пор ни одного из 150 мафиозных убийств, совершенных с краха социалистической системы, не посадили никого из высших чиновников и бизнесменов, чиновников-бизнесменов, чиновников-мафиози и мафиози-бизнесменов. Особо беспокоит то, что коррупционные дела в румынских и болгарских судах длятся обычно около трех лет, чтобы в большинстве случаев закончиться ничем.
В Болгарии, похоже, тащили все. Еврокомиссия даже лишила фондов два главных "профильных" агентства, созданных под крылом Министерства финансов и Министерства регионального развития и благоустройства Болгарии. Они как раз и занимались распределением средств Брюсселя, которые делись неизвестно куда.
Если София не начнет "исправляться" прямо сейчас и не покажет конкретные результаты уже через месяц (следующая переэкзаменовка назначена на февраль 2009-го), то ей придется найти и вернуть все неизвестно куда ухнувшие "подъемные средства". А если прогресса не будет и дальше, то для Болгарии будет полностью блокирована Шенгенская безвизовая зона, застопорено присоединение к зоне евро, будут закрыты стратегические фонды на развитие региональной инфраструктуры. По этой программе София должна получить до 2013 года около 7 млрд евро.
Претензии к Румынии у Еврокомиссии сдержаннее. Но, похоже, это лишь до поры до времени. Если верить докладу все того же OLAF, Бухарест стремительно догоняет свою соседку. К началу нынешнего года, OLAF начато расследование по 95 коррупционным делам, связанным с Румынией. Это - первое место. Нельзя, правда, сказать, что во всех других странах в этой области царит сплошное благолепие. На втором месте в списке антикоррупционного управления ЕС идет Италия (80) дел, а следом Германия (75), Бельгия (72) и замыкает пятерку Болгария (52). Дел у нее меньше, зато масштабы больше.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend .