Чем уже помог Ингушетии полпред президента в новом Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, куда пойдут выделяемые на республику деньги, становится ли в Ингушетии спокойнее - об этом корреспонденту РИА Новости Адаму Буражеву рассказал президент республики Юнус-Бек Евкуров.
- Юнус-Бек Баматгиреевич, в этом году начала действовать федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Ингушетии", которая должна принести в республику миллиарды рублей. Известно, что руководство Ингушетии может вносить корректировки в статьи расходов ФЦП, планируете ли вы перераспределять заложенные деньги?
- Когда составляли федеральную целевую программу, изначально предполагалось, что будут в дальнейшем изменения и корректировки. Учитывался и экономический кризис, и другие факторы, которые могут влиять на процесс реализации программы. Кроме того, когда мы начали смотреть эту программу, оказалось, что там на этот год заложены деньги на покупку скота, а ремонт или постройка животноводческого комплекса намечены на следующий. То есть скотину купим, а держать негде. Есть еще вопросы, связанные с частными предприятиями. Зачем, к примеру, вкладывать почти 1,5 миллиарда рублей для реанимации завода, который кроме ведер и гвоздей ничего не выпускает? Поэтому деньги, которые, с нашей точки зрения, неправильно заложены, будут перераспределены. Принципиальное "добро" нам дано. На большинство объектов проектно-сметная документация уже готова. Все идет по плану, и проблем с началом реализации программы сегодня нет.
- С чего планируете начать?
- В этом году заложено строительство двадцати девяти объектов. Сейчас корректируем агропромышленное направление программы - будем в этом году заниматься строительством или капитальным ремонтом животноводческих комплексов. Будем строить овцеводческие фермы. Хотим за счет этих денег (средств ФЦП - прим. ред.) капитально отремонтировать полиграфический комбинат, реанимировать завод легких сплавов за счет этих средств, предприятия, которые были ранее построены, но из-за бесхозяйственного отношения пришли в упадок. Направим деньги на строительство или ремонт станций скорой помощи, поликлиник и ряда объектов министерства образования республики.
Часть проблем не была заметна
- Что даст республике новый Северо-Кавказский федеральный округ и назначение полпредом президента РФ в этом округе Александра Хлопонина?
- Для нас принципиально важно, чтобы был контроль за реализацией ФЦП и других программ, помощь в решении гуманитарных проблем. Еще окончательно не вступив в должность, Александр Геннадьевич Хлопонин оказал существенную помощь в реализации в том числе гуманитарных проектов. Нам теперь легче достучаться до власти. Дело в решимости руководства страны заставить федеральных чиновников на местах работать на совесть. У нас в республике, слава Богу, таких проблем с федеральными чиновниками нет - они в принципе добросовестно работают.
Я уверен, что выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного - это точечная помощь региону - в том числе, Ингушетии. Нам легче будет решить и вопросы с беженцами. Потому что эта проблема уже более открыта. На фоне всего Южного федерального округа она была не очень заметна, а сейчас более ярко выражена. Это одна из серьезных проблем на пути стабилизации обстановки в регионе. Здесь я тоже жду существенную помощь.
У Хлопонина трезвый подход
- Были ли уже какие-то поручения от Хлопонина?
- Было поручено подготовить ему четкие, внятные доклады, чтобы по приезде в республику ему была понятна ситуация. Проработать проблемные вопросы, в решении которых он может сейчас реально помочь, составить списки людей, которые находятся за пределами Ингушетии и имеют финансовые возможности для оказания помощи республике. Все эти поручения были даны всем главам республик нового округа. То есть имеется трезвый подход ко всем вопросам и проблемам. Побывав в шкуре губернатора, он понимает такие проблемы с полуслова.
- Вы сказали, что Хлопонин уже оказывает помощь в решении гуманитарных проблем, а каких конкретно?
- Не буду сейчас озвучивать детали, просто прорабатываем некоторые вопросы. Телефонный разговор и встреча в Москве показывают, что сегодня проблемы будут решаться.
- Когда ожидается приезд полпреда в республику?
- Не скажу. Правда, признаюсь, что я попросил Александра Геннадьевича приехать в республику в последнюю очередь, после посещения всех других северо-кавказских республик.
- Почему?
- Просто у нас самый молодой регион и важно, чтобы, осмотрев все республики, полпред мог сравнить возможности субъектов округа.
Инвестиций пока не ждем
- Как, на ваш взгляд, Хлопонин может помочь республике справиться с массовой безработицей, и в силах ли он привлечь инвестиции в новый округ, в частности, в Ингушетию?
- Бизнесмены обычно говорят: "Деньги любят тишину". Поэтому я не думаю, что сегодня инвестиции пойдут в республику. Потому что нам надо сначала стабилизироваться, успокоиться и прекратить то, что творится в республике. Поэтому пока мы это не остановим, говорить о каких-то крупных инвестициях мы не можем.
В создании рабочих мест, конечно, будет оказана существенная помощь. Двести пятьдесят пять человек уже приняты на службу в батальон, созданный на базе Минобороны РФ, который дислоцируется в станице Троицкая в рамках программы по оказанию помощи молодежи. Они будут получать зарплату от 15 тысяч рублей, у них будут все льготы. Это простой армейский батальон, рабочие места для людей. Они будут помогать при чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях и наведении общественного порядка. Кроме того, сейчас будем прорабатывать вахтовые методы работы на объектах газовой и нефтяной промышленности на Севере. Александр Геннадьевич тоже поможет нам в этом.
Самое главное, мы сами должны на месте заняться этой проблемой. Я сейчас хочу сделать упор в том числе на тейпы. Считаю, что необходимо создать специальную комиссию при правительстве республики, возможно с учетом тейпового представительства, чтобы деньги, поступающие на различные программы, расходовались с максимальной пользой и прозрачно. Деньги, которые сейчас приходят в республику, нельзя распылять - необходимо добиться пользы и результата, чтобы у нас не было такой безработицы, чтобы было больше людей, занимающихся бизнесом, трудоустроенных.
Радоваться пока рано
- Меняется ли в лучшую сторону ситуация с преступностью в республике?
- Адресные и внезапные удары членов бандподполья или просто бандитов не дают нам основания говорить, что меняется. Можно сегодня радоваться, что меньше потерь и все остальное, но только мы обрадуемся - как где-то что-то происходит. Буквально несколько дней назад расстреляли машину. Двое наших ребят погибли, еще двое получили ранения. Я уже говорил о том, что именно те преступники, которые расстреляли этих ребят, по оперативной информации, были освобождены судом. Мы сейчас говорим, что надо стараться брать живыми, и я этого требую. Но вот пример: их взяли живыми, посадили, довели до суда, а суд их выпустил. И сейчас эти нелюди, по-другому их назвать нельзя, направо и налево расстреливают людей. Конечно, рано или поздно этому придет конец. Но какое-то сознание должно быть! Именно такие действия не позволяют говорить, что все улучшается.
Доверие к милиции растет
- Милиция наша, конечно, работает лучше. Не так как нам хочется, но уровень уже выше, и мы это видим. Мы сейчас обращаемся с просьбой к руководству МВД России, просим больше доверять нашей милиции. Народ начал больше доверять милиции. Последняя информация о бандитах, взрывных устройствах или подозрительных машинах поступила от простых жителей. Люди звонят, сообщают, беспокоятся, и это радует, это приятно. И я уверен, что постепенно мы здесь наведем порядок. Невозможно без закона жить ни при каком режиме. Иначе - это анархия.
- Так с чем вы связываете улучшение работы МВД республики?
- В первую очередь с тем, что мы поддерживаем МВД, в том числе, финансово и морально. И они понимают, насколько я заинтересован в улучшении дел. Стараемся помочь их детям, семьям. Постоянная забота власти дает свои результаты. Важно, что руководство ведомства понимает ситуацию, тут и работа исполняющего обязанности министра видна. Я думаю, в ближайшее время появится новый министр и уже более целенаправленно будем работать дальше (исполняет обязанности главы МВД Ингушетии Валерий Жернов, который был назначен вместо Руслана Мейриева, отправленного в отставку после теракта в Назрановском РОВД - прим. ред.).
- Нового министра можете назвать?
- Нет, пока не могу. Как назначат, я его представлю и все расскажу.
У боевиков изъятое оружие
- Несколько последних акций преступников, в том числе, теракты, которые силовикам удалось предотвратить, вызывают вопрос - откуда у боевиков пулеметы, гранатометы или огнеметы "Шмель"? Где они могут доставать это оружие?
- Работа ведется. Есть понимание, откуда это оружие поступает. Те же "Шмели", о которых вы сказали, имели маркировку, которая объясняет, откуда они пришли. Часть оружия, которое в 2006 году было изъято у боевиков, снова оказалось у них. И с этим сейчас разбираемся. Есть разные схемы, но мы пытаемся всячески эти каналы перекрывать. Здесь работает и ФСБ, и МВД, и прокуратура республики - ведется скрупулезная, серьезная работа в этом направлении. Конечно, нет гарантии, что все перекроем - это невозможно, тем не менее, работаем.
- В СМИ прошла информация, что вы сами выезжали на место задержания члена НВФ, это правда?
- Полтора месяца назад я приглашал к себе родственников погибших и арестованных членов бандподполья. На этой встрече присутствовал и этот парень Муцольгов со своей матерью. И там я услышал, что, мол, тяжело, работы нет. По нему видно было, что он на нервах, что с ним не совсем правильно обошлись, по глазам видно было его состояние. Мы ему тогда помогли с работой, приняли участие в его судьбе, хотя с его стороны такого горячего желания работать и не было.
И ночью, после того как расстреляли машину с четырьмя милиционерами, я узнал, что он оказывает сопротивление сотрудникам, отстреливается из своего дома.
Мне организовали с ним телефонную связь, и я его предупредил: "Сиди, я сейчас подъеду и сам тебя заберу, никаких мер не принимай. Тебя никто штурмовать не будет". Успокоил его. Но пока я доехал, сотрудники уже завершили свою работу, повели себя мужественно и смело. Его обыскивали, досматривали. Понятно, что этот парень будет осужден, если только наш "гуманный" суд его не выпустит - как тех, которые сейчас людей расстреливают. Но в моем понимании, лучше пусть он сейчас сядет, понесет наказание за свое злодеяние, за оружие, которое было у него. За то, что ранил милиционера. Выйдет, реабилитируется, женится и будет жить дальше - если все осознает. Надеюсь, что на его примере поймут и другие.
Наше отношение все портит
- Нет, у нас задачи убивать, есть задача - добиться прекращения противоправной деятельности. В этом случае, конечно, и инвестиции пойдут, и расцвет республики, ее экономики будет. Посмотрите, нам небывалая помощь оказывается. И не только сегодня, вчера или позавчера, но и при предыдущих руководителях. Деньги такие в республику поступают, что можно было бы золотые дома строить. Но из-за нашего отношения мы не получаем ни самоудовлетворения, разбазариваем эти средства и отпугиваем тех инвесторов, которые хотят нам помочь.
- Благодарю вас, Юнус-Бек Баматгиреевич, за интересную и содержательную беседу. Уверен, что у вас все получится, и в Ингушетии наконец-то будет тихо и мирно. Успехов вам!
- Нам всем успехов, нашему народу успехов! Все зависит от нас, в наших руках - если мы все нормально сделаем, то у нас будет хорошая жизнь.