Руфиз Хафизоглу, руководитель арабской службы новостей Trend
Во время визита в Турцию руководителя курдской администрации на севере Ирака Масуда Барзани был обсужден ряд вопросов, в том числе меры борьбы с террористической Рабочей партией Курдистана (РПК), превратившейся в головную боль для обеих сторон.
Большинство встреч курдского лидера с официальными лицами Турции, и встреча с бывшим вице-президентом Ирака Тариком аль-Хашеми проходили за закрытыми дверями.
На второй день визита в Анкару после встречи с президентом Турции Абдуллой Гюлем Барзани сделал не новые, однако имеющие на этот раз более важное значение заявления.
Барзани заявил, что не позволит террористической РПК господствовать на территории, контролируемой курдской администрацией на севере Ирака. Но при этом отметил, что решить проблему РПК вооруженным путем невозможно, для этого нужно использовать более эффективный вариант. По его словам, он и дальше будет оказывать на террористическую организацию давление.
Естественно, что заявления Барзани не означают, что РПК, выдающая себя за защитника всех курдов, в скором времени откажется от вооруженного сопротивления. Однако, если присмотреться к происходящим в регионе политическим изменениям, в особенности в последние годы, можно заметить, что вооруженное сопротивление РПК не входит в круг интересов курдской администрации на севере Ирака, потому что оно может привести к нарушению стабильности на севере Ирака, достигнутой благодаря политике Барзани. А это может поставить под серьезную угрозу будущее пусть и частично независимой курдской администрации в Ираке.
В то же время нельзя исключать, что в ходе переговоров Барзани в Турции обсуждался вопроса о создании Курдского государства на севере Ирака. В этой связи стоит напомнить, что до этого Барзани заявлял о скором появлении на карте региона независимого Курдского государства.
Многие политические аналитики даже заявляют, что создание Курдского государства не противоречит интересам Анкары. Однако, без сомнения, в обмен на это Анкара выдвинет определенные требования к курдской администрации.
Одним из этих требований является совместная деятельность по ликвидации РПК. Правда, официальная Анкара понимает, что это требование будет не столь эффективным и по этой причине в обмен на "зеленый свет" выдвигает более серьезное требование.
Есть основание предполагать, что это требование связано с нефтью, находящейся на территории курдской администрации, и что этот вопрос обсуждался во время встречи Барзани с официальными лицами Турции.
Некоторые турецкие СМИ со ссылкой на дипломатические источники сообщают, что в обмен на признание "независимости" Курдистана Анкара требует 50 процентов нефти, добываемой на территории, подконтрольной администрации, причем на срок в 50 лет. Но, как утверждают источники, Барзани не принял это предложение.
И в этом нет ничего удивительного, потому что очень важно, чтобы новое государство "независимый Курдистан" обладало экономической мощью. А для этого нужно сохранить контроль над своими нефтяными месторождениями. Предложение Анкары не устраивает Барзани и с той точки зрения, что имеется более подходящая альтернатива - Сирия, имеющая выход к морю, а следовательно и на мировой рынок). И в этой ситуации курдская администрация вряд ли будет делиться своим богатством с Турцией.
И даже если курдская администрация на севере Ирака будет сотрудничать с Анкарой ради своей будущей безопасности, в вопросе нефти она не пойдет Анкаре на столь серьезные уступки.
Вопрос же о том, почему до сих пор курдская администрация не объявила независимость, объясняется вовсе не страхами курдской администрации перед Анкарой и Багдадом.
Курдская администрация ждет окончания сирийского кризиса, потому что в смене власти в Дамаске заинтересованы не только арабские государства Персидского залива, но и курдская администрация.
Есть большая вероятность того, что со сменой режима в Сирии курды, компактно живущие на севере страны, будут прилагать усилия для получения автономии или же независимости в пределах Сирии.
Даже лидер турецкой оппозиции, председатель Народно-республиканской партии Кямал Кылыджароглу в своем последнем заявлении отметил, что в случае военного вмешательства в Сирию, как этого хотят США, курдский регион в стране обретет суверенитет.
Естественно, это не может не учитываться и Анкарой, и курдской администрацией на севере Ирака. Именно по этой причине курдская администрация занимает выжидательную позицию.