БАКУ /Trend/ - В Турции после прихода к власти Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 году произошли изменения во многих областях.
Многие аналитики успех ПСР в течение 12 лет объясняют тем, что нет альтернативной партии и народ потерял доверие к другим политическим силам.
На самом деле главной причиной успеха ПСР во главе с Эрдоганом стало то, что Анкара отказалась от традиционного исламского мышления и "политики закрытой Турции " и избрала политическую линию, которая учитывает реалии страны и региона.
Если раньше Турция не имела "политического веса " в событиях, происходивших на Ближнем Востоке, то после прихода к власти ПСР Турция стала неотъемлемой частью данных событий.
Приход к власти ПСР способствовал серьезному изменению политики Анкары, направленной на Ближний Восток и на арабский мир в целом.
На основе политики "ноль проблем с соседями", автором которой является глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, Анкара начала сближаться с Сирией, Ираком и рядом арабских стран, с которыми ранее были напряженные отношения.
Политика Анкары по сближение с арабскими странами была встречена неоднозначно, однако она была неизбежна.
Отсутствие в арабских странах серьезного лидера, политических идей, рост экономических проблем, серьезность исламского фактора в регионе создали отличную возможность для правительства Эрдогана, который не является традиционным исламистом.
Естественно, Анкара не упустила данную возможность и, в отличие от предыдущих лет, отдалилась от вечного союзника Израиля и начала сближаться с арабским миром.
После прихода к власти ПСР страна начала двигаться не только в этом направлении, но и в направлении Запада.
С 2005 года между Анкарой и ЕС начались официальные переговоры. С началом переговоров Анкара дала старт ряду серьезных политических и экономических реформ в стране.
Одной из самых важных экономических реформ стала денежная реформа, в результате чего укрепился курс турецкой лиры. Именно в 2005 году была введена в обращение новая турецкая лира.
Были предположения, что эта реформа Эрдогана вызовет серьезный экономический кризис в стране, однако эти прогнозы не оправдались.
Наоборот, в 2008 году Турция впервые за свою историю отказалась от кредита, который предлагал Международный валютный фонд (МВФ), и в мае 2013 года Турция полностью выплатила свой долг МВФ.
В результате экономических реформ были достигнуты продвижения в решении проблемы безработицы. Напомним, что экспорт Турции в 2003 году составил 47,3 миллиарда долларов, а за последние десять лет он вырос в 3,2 раза, составив 152 миллиарда долларов.
Можно сказать, что Турция во всех сферах, в том числе и в сфере прав человека, провела большие реформы. Высказывалось предположение, что данные реформы осуществляются, чтобы стать членом ЕС. Однако если проследить отношения между Турции и ЕС с 2005 года до настоящего времени, можно увидеть, что это не так.
Несмотря на реформы, официальные лица Турции хорошо знают, что ЕС для мусульманской Турции всего лишь бесконечный туннель, в конце которого не видно света. Если учесть заявления официальных лиц, что Турция теряет интерес к ЕС, то можно сказать, что отношения между Турцией и ЕС окажутся безрезультатными .
Официальная Анкара, учитывая эту реальность, но официально не высказываясь по данному поводу, поставила цель стать страной, имеющей право слова на Ближнем Востоке.
Начало тунисской революции, события в Египте, Ливии и Сирии могли стать кульминацией в усилении влияния Анкары. Однако "арабская весна", которая потерпела фиаско в Сирии и Египте, полностью разрушила эти ожидания. В результате проводимой внешней политики Турции можно сказать, что она полностью потеряла Египет, Ирак и Сирию.
Если оценивать экономические реформы, проводимые в Турции с 2002 года по сегодняшний день, то можно сказать, что Анкара действительно одержала победу в данной сфере.
Если оценивать внешнюю политику Анкары, то можно сказать, что Турция осталось одна. Однако это не значит, что Турция утратила рычаги влияния в данном регионе.
Продолжающийся палестино-израильский конфликт, существование ХАМАСА, опасность ИГИЛ в Ираке, наличие Курдской администрации, которая обладает более сильной политической волей, чем Багдад, и связана с Анкарой, отношения сирийской оппозиции с Анкарой дают основания утверждать, что Турция не потеряла рычаги давления в данном регионе.
Учитывая все это, нетрудно предположить, кто победит на президентских выборах десятого августа в Турции. Можно прогнозировать, что ожидаются изменения во внутренней политике, а во внешней политике серьезных изменений не произойдет.
Руфиз Хафизоглу, руководитель Арабской службы новостей Trend
(Текст: Илькин Кязымов. Редактор: Ирина Парфёнова)